Характеристика компонентов предметно-развивающей среды. Предметно- пространственная развивающая среда в доу в рамках реализации фгос консультация на тему Центр дидактических игр

Характеристика компонентов предметно-развивающей среды. Предметно- пространственная развивающая среда в доу в рамках реализации фгос консультация на тему Центр дидактических игр

Светлана Чистякова
Характеристика компонентов предметно-развивающей среды

Характеристика компонентов предметно-развивающей среды .

Развивающая - это система материальных объектов деятельности ребенка, единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности детей, развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а так же возможности уединения.

Создавая «среду обитания » для воспитанников я, прежде всего, уделяю внимание ее развивающему характеру . Предметный мир должен обеспечить реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности.

Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, в ней дети реализуют свои способности.

Создавая развивающую среду группы , соблюдаю основные принцыпы :

Принцип целесообразности, рациональности и насыщенности.

Принцип доступности и открытости;

Принцип трансформирования;

Принцип соответствия развивающей среды возрасту детей .

Принцип вариативности

Принцип полифункциональности.

За период с 2010 по 2014 г. я работала с детьми 2 младшей, средней , старшей, подготовительной к школе группе.

Групповая комната представляет собой помещение прямоугольной формы, по периметру которого располагается мебель, складные кровати, детские столики для занятий, настольных игр, приема пищи. Часть игровых уголков находится на ковре, предназначенном для свободной деятельности детей, часть уголков – на стеллажах. Мебель и оборудование установлены так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния : достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу.

Все групповое пространство распределено на центры , которые доступны детям : игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок.

В группе организован центр уединения – за шторой, где дети могут полистать любимую книжку, и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Этим простым способом достигается создание «своего» личного пространства.

В группе имеются атрубуты для организации следующих сюжетно-ролевых игр : «Больница» , «Магазин» , «Кухня» , «Парикмахерская» , «Ателье» , «Почта» . Например, для игры в «Больницу» имеется халат, и медицинские приборы (инструменты, всевозможные пузыречки и коробочки от таблеток;

для игры в «магазин» - халат, кассовый аппарат, игрушечные деньги, весы, гири, изготовленные из папье-маше, пластмассовые фрукты, и овощи, всевозможные конфеты, пирожные из теста, колбаса из деревянных брусочков и т. д. ; для уголка дорожного движения – различные машины, дорожные знаки; для игры в «Парикмахерскую» – пелеринки, парикмахерские наборы (инструменты, флакончики, коробочки, фотографии с модельными стрижками и т. д.

Уголок ИЗО-деятельности – оснащен необходимым материалом для развития творческих способностей детей : краски, гуашь, мелки, пастель, фломастеры, цветные карандаши, раскраски, бумага для рисования, цветная бумага, картон и т. д., находится в доступном и удобном месте, в непосредственной близости с окном .

Уголок театрально-игровой деятельности оснащен – ширмами для разного вида кукольного театра, театральными игрушками, персонажами пальчикового театра; куклами-марионетками, часть из которых сделаны моими руками.

Уголок музыкальной деятельности содержит - музыкальные инструменты, различные музыкальные дидактические игры.

В отдельных ящиках находится различный строительный материал (металлические, пластиковые и деревянные конструкторы, лего и другие виды конструкторов, чертежи и изображения построек, которыми дети с удовольствием пользуются во время игр.

Спортивный уголок содержит спортивный инвентарь : скакалки, мячи, кегли, бубны, погремушки, султанчики, атрибуты для спортивных игр, нетрадиционное физкультурное оборудование, изготовленное своими руками.

Также в группе имеется уголок настольных и дидактических игр, центр экспериментирования, для проведения элементарных опытов, экспериментов.

Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды, который находится при входе в группу.

В приемной комнате для родителей организован «Уголок для родителей» , в котором имеются следующие рубрики :

Режим, по которому живет группа;

Сетка непосредственно образовательной деятельности;

Антропометрические данные «Мы растем» ;

Состав педагогов и специалистов, работающих с детьми;

«Консультации для родителей» . Цель : дать родителям систему знаний о воспитании (смена информации не реже 1 раза в месяц) ;

Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в группе играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.

Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Воспитатель ___ С. В. Чистякова

Публикации по теме:

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду, как условие оптимального саморазвития личности.

Характеристика варианта построения предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Характеристика компонентов предметно – развивающей среды во 2 младшей группе «Задоринка». Предметно - развивающая, игровая среда – это.

Описание предметно-пространственной развивающей среды. Астафьевский детский сад. Группа "Солнышко". Организация предметно - пространственной.

характеристика предметно-развивающей среды в начальной школе

Современная школа - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Большую часть времени ребенок проводит в школе. Значит, развитие младшего школьника во многом зависит от рациональной организации предметно – развивающей среды в учебном кабинете. Здесь все имеет значение: цвет стен, мебель, разделение пространства на функциональные зоны, наличие места для самостоятельных игр и уединения ребенка, уставшего от вынужденного постоянного общения со сверстниками.

Поэтому среда имеет важное значение для развития детей. Все, что окружает ребенка – это не только игровая среда, но и среда в которую входят все специфические детские виды деятельности. Ни один ребенок не может развиваться полноценно только на вербальном уровне, вне предметной среды.

Правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения. Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в образовательном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.

Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к школе, желание посещать ее, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной учебной деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей младшего школьного возраста.

В основе разработки создания предметно-развивающей среды реализуются принципы комплексного подхода:

    многофункциональность помещений;

    рациональность использования пространства;

    взаимосвязь цветовой отделки и освещения;

    целесообразность озеленения интерьера.

Дизайн учебных кабинетов способствует художественно-эстетическому и познавательному развитию ребенка. Оформление выдержано в современном стиле, простота формы, комфорт и удобство за счет продуманного решения. Художественную сторону оформления характеризуют гармоничное соотношение отдельных элементов, подчинение их целому.

Работая по созданию учебной и развивающей среды большое внимание уделяется основным требованиям к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Для организации учебного процесса кабинеты начальных классов имеют специально организованные зоны: учебная, игровая, природная.

Дети лучше всего учатся в процессе деятельности, удовлетворяющей присущую ребенку любознательность - игры-исследования, творческого моделирования и конструирования. Организация и использование игровой зоны является необходимым условием для сохранения и улучшения здоровья младших школьников. Занятия в игровой зоне благоприятно влияют на общий тонус ребенка, способствуют тренировке подвижных нервных процессов, создают положительный настрой и снимают статическое, психоэмоциональное напряжение.

В начальной школе создают в богатую и разнообразную предметную, информационную и инструментальную среду, которая располагает учащихся к познанию мира всеми органами чувств, творческому самовыражению, самостоятельной исследовательской деятельности, решению учебных задач, формированию необходимых коммуникативных навыков и навыков работы с информацией. В предметно-пространственную среду каждого класса включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные - зеленые уголки, где дети наблюдают и ухаживают за растениями.

Обучение в начальной школе проходит в отдельном здании, уроки проводятся в одном помещении, такие условия определяют реальную возможность использования межпредметных связей, т. к. все наглядные материалы и технические средства находятся «под рукой» учителя.

Таким образом, важным составляющим успешного обучения младших школьников является создание активной предметно-развивающей среды, направленной на психофизическое развитие младшего школьника и сохранение и укрепление его здоровья.

Список литературы

    Баталыгина, Е. В. Экологическое образование как средство гражданского воспитания младших школьников [Текст] /Е. В. Баталыгина //Начальная школа плюс До и после, 2012, № 7. – С. 57-60.

    Ефимова, И. Н. Роль эстетического образования в воспитании гармоничной личности [Текст] /И. Н. Ефимова //Начальная школа: плюс минус, 2000, № 1. – С. 26-33.

    Заика, Ю. Р. Коммуникативно-нравственное развитие учащихся в системе непрерывного риторического образования: итоги экспериментальной деятельности [Текст] /Ю. Р. Заика //Начальная школа плюс До и После, 2012, № 2. – С. 3-10.

Характеристика предметно-пространственной развивающей среды в рамках реализации ФГОС

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира. Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы» Е. И. Тихеева.

Предметно – развивающая среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта, поэтому она должна быть организована так чтобы позволить ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.

Кроме того, предметно – развивающая среда, в детском саду, должна обеспечивать безопасность жизни детей, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них, а самое главное она должна быть организована с учетом возраста детей, поскольку каждая возрастная группа обладает своими специфическими психолого-педагогическими характеристиками.

Важно, чтоб предметно-развивающая среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Правильно организованная предметно-развивающей среда в детском саду несет эффективность воспитательно-образовательного процесса, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы.

Характеристики предметно-развивающей среды

1) Комфортность и безопасность обстановки чаще всего достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой. Это снимает стрессообразующее воздействие на ребенка, создает чувство уверенности и безопасности.

В результате пребывания в естественной, уютной обстановке у ребенка складываются предпосылки для возникновения и закрепления положительного эмоционального тонуса, что является основой успешного интеллектуального и личностного развития.

2) Обеспечение богатства сенсорных впечатлений. Предметы обстановки групповых помещений необходимо подбирать таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, материалов, гармонию окружающего мира. Для этого, как правило, много места отводится естественному природному и различному бросовому материалу. Наряду с этим часто вносятся разнообразные бытовые предметы, а в атрибутике сюжетно-ролевых игр используются естественные вещи. Разнообразная деятельность детей в такой обстановке является эффективным условием развития сенсорных способностей, которые, в свою очередь, являются базовыми в системе интеллектуальных способностей ребенка дошкольного возраста.

3) Обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности и структуризация этой деятельности через насыщение пространства специальным образом подобранными материалами.

Такой подход ставит ребенка в позицию активного деятеля, что благотворно сказывается на приобретении опыта социальной жизни и его интериоризации, становлении объектной позиции, развивает его самостоятельность и инициативность. Кроме того, ситуация занятости и увлеченности интересной деятельностью каждого ребенка снижает потенциальную возможность возникновения организационных и дисциплинарных проблем.

4) Обеспечение возможности для исследования и научения.

Исходя из этого положения, развивающую среду можно назвать «обучающей». Ребенок очень много узнает еще до того, как приходит в дошкольное учреждение. К этому моменту он уже имеет значительный опыт и понимает окружающий мир на основе этого опыта.

Процесс образования в дошкольном учреждении должен основываться на этом предыдущем опыте ребенка и учитывать собственную точку зрения ребенка на окружающий мир. Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС:

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Основные составляющие при проектировании предметно-пространственной развивающей среды в группе:

Пространство;

Время;

Предметное окружение.

Такое проектирование среды показывает её влияние на развитие ребёнка. Проектирование среды с использованием таких составляющих позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребёнка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребёнка обусловлена её активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного вида активности:

Рабочая;

Активная;

Спокойная.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

Полифункциональной;

Трансформируемой;

Вариативной;

Доступной;

Безопасной;

Насыщенность среды предполагает разнообразие материалов, оборудования, инвентарь в группе должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы.

Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.), наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов (в т. ч. природные материалы, предметы-заместители).

Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов детей, от возможностей детей.

Вариативность среды предполагает наличие различных пространств, периодическую сменяемость игрового материала, разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми, появление новых предметов.

Доступность среды предполагает доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность, свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности, исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность среды - соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.

Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

РПП среда в младшем дошкольном возрасте:

Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

РПП среда в среднем дошкольном возрасте:

Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

РПП среда в старшем дошкольном возрасте:

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

Примерные центры , которые должны быть созданы в группе по образовательным областям в свете требований ФГОС

Социально-коммуникативное развитие:

Центр ППД;

Центр пожарной безопасности;

Центр труда, уголок дежурств;

Центр активности (центр сюжетно-ролевых игр).

Познавательное развитие:

Центр «Мы познаём мир» или Уголок краеведения;

Центр сенсорного развития;

Центр конструктивной деятельности;

Центр математического развития;

Центр экспериментирования.

Речевое развитие:

Центр речевого развития или уголок речи грамотности;

Центр «Будем говорить правильно»;

Центр «Здравствуй, книжка! »;

Логопедический уголок.

Художественно-эстетическое развитие включает:

Центр изодеятельности или уголок творчества «Умелые руки»;

Центр музыкально-театрализованной деятельности;

Физическое развитие:

Центр физического развития;

Центр сохранения здоровья;

Спортивный уголок «Будь здоров! »

Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.

Спасибо за внимание!


За четверть века тема предметно-развивающей среды ДОУ стала традиционной для дошкольного образования и дошкольной педагогики. На гребне инновационной волны 90-х она перенеслась в практическую плоскость. Возможность создания "средового" многообразия совпала для российского дошкольного образования с потерей госфинансирования по статьям, за счет которых этой возможностью можно было бы воспользоваться. Но сады искали выходы, часто собственноручно. А предложение росло. Мы не располагаем точной статистикой, но очевидно, что можно говорить о десятках, сотнях моделей построения предметно-игровой, ландшафтной, архитектурной и др. среды в ДОУ, которые были предложены за это время.

Естественно, сама по себе среда "развить", "сформировать" ничего не может. Такой миф, правда, живет в сознании некоторых взрослых - родителей, педагогов, производителей. Даже на доброй почве, в оптимальной среде, цветок не приживется без хорошего садовника. А в детском саду и ребенок, и взрослый вполне могли бы сказать о себе словами Осипа Мандельштама: "Я же и садовник, я же и цветок…" Как и все живущие в человеческом мире.

Это значит, что предметная среда является лишь посредником - инструментом и условием организации "малого творческого сообщества" детей и взрослых, которое должно возникнуть в детском саду. Только тогда она будет развивающей. Тогда и "заработают" все те характеристики, которые являются создателями разнообразных сред: вариативность, многофункциональность, изменчивость, открытость к достраиванию, диалогизм. А до этого они лишь - в возможности.

И самое главное - предметная среда должна стать зеркалом тех изменений, которые происходят внутри маленьких и больших людей, "погруженных" в среду и одновременно создающих ее в виде элементов, модулей или целиком.

Предметно-развивающая среда представляет собой систему натуральных элементов деятельности малыша, единство социума и вещественных средств обеспечения разнообразной детской деятельности.

Многообразие игрушек не является главным условием развития детей. Для успешной предметно-пространственной среды в детском саду необходима работа педагогов ДОУ.

Надо уделять внимание развивающему характеру среды, создавая "среду обитания" для воспитанников. Мир многообразия предметов должен способствовать удовлетворению потребности воспитанника в активном и разноплановом действии.

Благодаря предметно-развивающей среде возможно включить в активную познавательную деятельность всех детей группы необходимо расширить опыт эмоционально-практического взаимодействия воспитанника со сверстниками и педагогом. Благодаря среде дети воплощают свои способности, дается стимул развития самостоятельности, проявления инициативы.

Предметно-игровая среда имеет в своем составе:

· игровое поле больших размеров организующее;

· оборудование для игры;

· широкий ассортимент игрушек;

· разноплановая игровая атрибутика;

Материалы для игры.

Весь набор игровых средств расположен обычно не в закрытом абстрактном игровом пространстве. Он находится в группе, зале для игр, на веранде озелененного участка детского сада.

При создании развивающей среды группы, необходимо, чтобы вокруг ребенка была комфортная и эстетичная обстановка. Надо придавать значение эстетике уголка - красота формирует малыша. Хорошо и красиво оформленный уголок должен быть привлекательным для детей и побуждать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо воспитывать бережное отношение к игрушкам, пытаться учить детей поддерживать порядок в уголке.

Игрушка занимает важное место в предметной среде ребенка. Она может быть соучастником, партнером, другом в игровой деятельности. Борьбу с неуверенностью, стеснительностью, создать эмоциональную устойчивость и саморегуляцию позволяет провести куклотерапия.

Общие и неразделимые понятия - Игра и игрушка. Игрушка побуждает к развитию игру, а игра, расширяясь, требует многообразия игрушек. Игрушка выступает для воспитанника своеобразным обобщенным эталоном окружающей среды в познавательном отношении. Игрушки все должны отвечать определенным педагогическим требованиям, хотя по сути они могут быть самыми разнообразными по теме и художественному содержанию. Игрушка должна соответствовать разным видам игр. Главное правило соответствовать возрасту. Ребенку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки в зависимости от возраста: технические, сюжетные, игрушки-забавы игрушки-орудия труда, театральные, спортивные, музыкальные. Игрушки, которые позволяют ярко выделить специфические функции настоящих предметов, необходимы для развития активности и самостоятельности. Размер игрушек должен соответствовать размерам руки ребенка (скажем ложка, утюг, тарелка, молоток, телефон и т.п.), соответствовать его росту (кукольная мебель, машины, домики, коляски и т.п.), игрушки-партнеры (в виде зверей, птиц, куклы, мишки и т.д.).

Создание для каждого воспитанника разностороннюю развивающую среду - важная задача воспитателя с целью дать ему повод проявить себя.

В групповой комнате, в помещении прямоугольной формы, где располагаются детские столики для занятий, настольных игр, приема пищи. Игровые уголки могут располагаться на ковре, предназначенном для свободной деятельности детей, или на стеллажах.

Мебель и оборудование в каждой группе расположены так, что каждый воспитанник может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния в данное время. Это либо в достаточном удалении от детей и взрослых или, наоборот, для ощущения тесного контакта с ними, или же располагающего в равной мере контакт и свободу. дошкольник игровой умственный воспитание

Все групповое пространство поделено на центры. Они в доступности для детей: игрушки, дидактический материал, игры. Где находится бумага, природный материал, краски, карандаши, костюмы и принадлежности для игр-инсценировок дети должны знать.

Можно организовать в группе центр уединения - за ширмой, здесь воспитанник может просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива или полистать любимую книжку. Этим простым способом ребенок получает создание "своего" личного пространства.

Игровой уголок в группах необходим специальный, оборудованный по согласно принципа подбора игр по отдельным зонам: "Больница", "кинотеатр", "автобус", "Столовая", "Спальня", "вокзал", "Почта". Строительный материал расположен в отдельных нижних ящиках, которым дети во время игры с удовольствием пользуются.

В игровых центрах находятся все атрибуты по данной теме. Например, для уголка "Почта" - штемпели, бланки, ручки, печати, посылки, письма, квитанции, почтовый ящик.

В уголке по художественной деятельности - книжный уголок - книжки, литературные игры-викторины, сюжетные картинки, портреты писателей и поэтов.

Уголок настольных и дидактических игр должен быть в каждой группе. Игровое оборудование и материал для творческой деятельности в основном должен быть сделан руками воспитателей.

Каждый ребенок должен иметь возможность заниматься любимым делом. Именно с такой целью должна быть организована предметно-игровая среда групп детского сада.

Необходимо в предметно-пространственную среду каждой группы включать естественные, природные объекты. Это центры природы в группах, где воспитанники ухаживают за растениями. В группах для проведения элементарных опытов, экспериментов необходимо оборудовать центры экспериментирования.

Ведение календаря погоды дает детям возможность обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы.

Выводы : Особая роль в развитии детей принадлежит игре.

Игра является ведущей деятельностью дошкольников, имеет чрезвычайно важное значение для развития и формирования личности ребенка вообще, и для подготовки к школе в частности. Это главный метод педагогической коррекции.

Она занимает огромное место в мире физического, эстетического, нравственного, трудового воспитания дошкольников.

Созданная предметно-развивающая среда побуждает детей к чувству радости, эмоционально положительному отношению к детскому саду, желание посещать его, увеличивает новыми впечатлениями и знаниями, способствует активной творческой деятельности, положительно влияет на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.

Статью подготовила воспитатель средней группы № 12 Пенькова Галина Викторовна. В статье говориться об особенностях предметно-развивающей среды в ДОУ и основные принципы её организации. Статья адресована педагогам. Может использоваться для родительского собрания.

Особенности предметно-развивающей среды в ДОУ и основные принципы её организации.

Дошкольное детство – короткий, но важный, уникальный период жизни человека. Человечество лишь постепенно пришло к осознанию самоценности детства, как части человеческой жизни, а не просто ее преддверия. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. Среда развития ребенка – это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении. Эти условия следует рассматривать как фундамент, на котором закладывается строительство личности ребенка.

Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, то есть организации предметно-пространственной среде.

Понятие «предметно-развивающая среда»

Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она объективно – через свое содержание и свойства – создаёт условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу.

Предметно-развивающая среда - составная часть развивающей среды дошкольного детства. Современный философский взгляд на предметно-развивающую среду предполагает понимание ее как совокупность предметов, представляющую собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры. В предмете запечатлен опыт, знания, вкусы, способности и потребности многих поколений. Через предмет человек познает самого себя, свою индивидуальность.

Психологи связывают механизм воздействия предметно-развивающей среды на личность с понятием социальная ситуация развития, то есть своеобразным, соответствующим возрасту отношением между ребенком и окружающим его миром. Ребенок находит свою вторую жизнь в предметах культуры, в образе взаимоотношений людей друг с другом. От того, в каких взаимоотношениях со средой находится ребенок, с учетом изменений происходящих в нем самом и в среде, зависит динамика его развития, формирование качественно новых психических образований. Отношение ребенка к среде определяет и его активность в ней. В связи с этим психология понимает среду как условие, процесс и результат творческого саморазвития личности.

Воспитательный потенциал предметно-развивающей среды многоаспектен: это - и условия жизнедеятельности ребенка, формирование отношения к базовым ценностям, усвоение социального опыта, развитие жизненно необходимых качеств, это - и способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворение потребностей субъекта, в частности потребности в деятельности.

Таким образом, предметно-развивающая среда – это поле социальной и культурной деятельности, образ жизни, сфера передачи и закрепления социального опыта, культуры и субкультуры, развития творчества.

Понятие предметно-игровая среда рассматривается в педагогике как характеристика среды, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка.

В условиях реформирования системы дошкольного образования одним из путей обновления содержания воспитания и обучения дошкольников является переход на личностно ориентированное взаимоотношение педагога с детьми. Ведущими способами общения становятся понимание, признание личности малыша, основанное на умении взрослых занять позиция ребёнка. Воспитателю необходимо учитывать в своей работе индивидуальные, возрастные особенности каждого ребёнка, его интересы и способности.

В соответствии с этим на дошкольной ступени образования одновременно с развитием физических, личностных, интеллектуальных качеств повышается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в сфере отношений.

Основой формирования компетенций ребенка дошкольного возраста являются общие способности: коммуникативные, познавательные, регуляторные, творческие.

Построение предметно-развивающей среды взрослыми должно позволять организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на его саморазвитие под наблюдением и при поддержке взрослого. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Принципы построения предметно-развивающей среды

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии – ориентирует организацию пространства для общения с ребёнком «глаза в глаза», способствует установлению оптимального контакта с детьми.

Принцип активности, самостоятельности, творчество – позволяет осуществлять совместное создание окружающей среды взрослого с ребенком.

Принцип стабильности-динамичности - позволяет трансформировать пространство, предусматривает создание условий для изменений и созидания окружающей среды с большим разнообразием предметного наполнения.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования - даёт возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Принцип учета половых и возрастных различий детей - позволяет осуществлять гендерный подход, даёт возможность проявлять детям свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности, удовлетворять потребности всех возрастных категорий.

Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов – визуальное оформление предметной среды.

Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого – позволяет осуществлять личностно-ориентированное активное саморазвитие ребенка и усвоение им социального опыта.

Принцип открытости – закрытости – предполагает персонализацию среды каждой группы, готовность к изменению, корректировке, развитию, позволяет ребёнку открыть себя, осуществлять охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.

Принцип безопасности и гигиеничности среды – обеспечивает безопасность для жизни и здоровья детей, соответствие ростовым и возрастным особенностям детей.

Построение предметной развивающей среды с учетом этих вышеизложенных принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, ее способностей, овладению разными видами деятельности.

Направление предметно-развивающей среды

Основными направлениями при проектировании предметно - развивающей среды в ДОУ являются:

Всестороннее развитие детей;

Психологический и физический комфорт детей и взрослых.

Принципы оборудования детских помещений

Оборудование детских помещений позволяет реализовать организацию воспитания ребенка на научной основе по следующим принципам:

1. Принцип обеспечения здорового образа жизни и физического развития. Оборудование группы мебелью и пособиями должно отвечать задачам развития всех систем организма, повышению двигательной активности, своевременному овладению ведущими навыками, способствовать охране нервной системы ребенка.

2. Принцип обеспечения воспитания и развития ребенка в условиях детского сообщества.

3. Принцип обеспечения педагогического процесса в условиях общественного воспитания. Оборудование группы должно способствовать соблюдению условий жизни малышей, входящих в одну группу, но живущих по разным режимам соответственно их возрасту и состоянию здоровья. Способствовать методам последовательности и индивидуальной постепенности в обслуживании детей, возможности индивидуального общения с одним ребенком в системе работы с группой детей в целом.

4. Принцип надежности и безопасности. Интерьер группы должен включать предметы мебели и оборудования, конструкции которых обеспечивают надежность и безопасность их использования для маленького ребенка: исключены случаи падения с высоты, выпадения с боковых поверхностей изделий, удары и ушибы в результате неустойчивости последних, травмирование об острые углы и т.п.

5. Принцип гигиенического соответствия. Предметы мебели и оборудование должны быть выполнены из экологически чистых материалов, иметь водоотталкивающее покрытие, при гигиенической обработке не терять структуры материалов, из которых они изготовлены, и не деформироваться.

6. Принцип эргонометрического соответствия. Предметы мебели и оборудование должны быть выполнены на основе размеров, утвержденных Министерством здравоохранения России для детей. Современные, новые конструкции изделий, а также образцы зарубежного производства должны соответствовать эргонометрическим возрастным показателям, утвержденным в качестве государственного стандарта.

7. Принцип вариативности. Предметы мебели и оборудование должны быть удобны для ребенка, создавать ощущение комфорта. В их конструкции должен быть заложен принцип вариативности, позволяющий в случае необходимости изменять пространственные характеристики изделий в секциях. Принцип вариативности позволяет менять размеры частей изделий по мере роста и взросления малышей.

8. Принцип гарнитуры. Необходимо комплектование всех изделий, входящих в один гарнитур, по стилю, цветовому решению, обеспечение сочетаемости предметов мебели, их секционного перестроения соответственно техническим характеристикам. Важна и сочетаемость предметов мебели с общим убранством группового помещения.

9. Принцип рациональности. Оборудование и мебель должны быть выполнены по принципу рационального использования, облегчающего труд персонала, обслуживающего одновременно 10–15 детей. Любое изделие, входящее в комплект оборудования, должно быть рационально расположено для работающего взрослого.

10. Принцип складирования. Оборудование должно быть легким в использовании, с одной стороны – обладать устойчивостью, с другой – мобильностью: в случае перемещения должно иметь держатели или какие-либо устройства, которые позволяли бы стационарно фиксировать предмет к стене, к какой-либо поверхности и в случае необходимости легко открепляться и перемещаться.

11. Принцип «общего» и «единичного» в подборе и использовании. При разработке интерьера групп обслуживающий персонал может использовать иностранные образцы изделий или образцы фабрик местного производства, т.е. осуществлять как бы «частный» подбор оборудования. Допустимы творческие разработки практического характера, различные усовершенствования изделий, поиск их оригинального использования, т.е. то, что делает неповторимым интерьер отдельной группы или детского учреждения в целом.

12. Принцип возрастного и гендерного соответствия. Остановимся на этом принципе подробнее. Как бы ни была красива групповая комната, но если она организована без учета возраста детей и задач воспитания, т.е. без функциональной направленности, – в ней не создана развивающая среда для малышей. Конкретная игровая среда, чтобы быть действительно развивающей, должна «настраиваться» на конкретную группу детей. Иными словами, сколько игрушек и какие уголки должны быть в группе, нужно каждый раз решать заново.

Для мальчиков характерно освоение «дальнего» пространства групповой комнаты, желание больше использовать в игре предметы-двигатели, а также свободно перемещаться из одного конца комнаты в другую и т.д. Мальчикам всегда нужно больше места. И если с этой точки зрения анализировать дизайн группового помещения, он всегда обустраивается в ущерб мужской части воспитанников. Хотя бы потому, что воспитатели оформляют группу, исходя из своих, женских, представлений о красоте и уюте. И им гораздо легче представить, как и во что будут играть девочки, чем поставить себя на место мальчиков. Так что гендерное неравенство, ограничивающее мальчиковые игры, в детсадовской среде присутствует изначально.

Эти особенности необходимо учитывать при планировке группы, в которой «мужской контингент» преобладает. Возможно, требуется пожертвовать парикмахерской и отвести дополнительное место для строительных игр. Возможно, требуется сократить количество кукол, но увеличить количество машин.

Девочки, как показали физиологи, в основном ориентируются на «ближайшее» пространство, поэтому им следует создать условия, помогающие ситуативным, сосредоточенным игровым сюжетам. Сельские дети проигрывают больше сюжетов с включением игрушек, изображающих домашних животных; городские малыши предпочитают транспортные игрушки, отображающие виденные на улицах сцены из жизни города и пр.

Интерьер группы должен быть составлен соответственно возрастному и половому составу детей. Если в группе присутствуют дети, которые по возрасту или состоянию здоровья относятся к разным микро периодам развития, то оборудование группы должно быть рассчитано на детей каждой возрастной подгруппы.

Но все новации в использовании мебели и оборудования в группах должны подчиняться «общему» принципу: быть безопасны и надежны. Размеры рабочих поверхностей и их частей должны соответствовать государственным стандартам, разработанным для детей раннего возраста, и быть гигиенически, экологически выдержанными.

Таким образом, при внесение указанных выше принципов в практическую жизнь группы детского сада обеспечивает создание предметно-пространственной развивающей среды для детей разного возраста. Ее особенность – в одновременном присутствии не одного ребенка, а целой группы, где каждый малыш должен чувствовать себя не только защищено, но комфортно. И окружающая среда является развивающей, если помогает ребенку осваивать генетические задачи возраста – вхождение в социальную действительность, освоение чисто человеческого образа жизни.

Зонирование групповых помещений

Жизненное пространство в группе должно давать детям возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая, друг другу. Этому способствуетзонирование групповой комнаты и спальни. Некоторые зоны могут быть отделены одна от другой перегородками с ячейками, нишами.

Например, зона сюжетных игр может быть отделена от зоны для подвижных игр для того, чтобы дети не отвлекались и не мешали друг другу. При этом каждая зона должна быть хорошо освещена. Зонирование помещения помогает ребенку выбрать для себя привлекательное занятие и сохранить устойчивый интерес к нему благодаря соответствующим игрушкам, не отвлекаясь на другие виды деятельности.

В групповом помещении могут быть организованы зоны для следующих форм активности:

· приема пищи и занятий;

· развития движений;

· сюжетных игр;

· игр со строительным материалом;

· игр с машинками;

· изобразительной деятельности;

· музыкальных занятий;

· чтения и рассматривания иллюстраций;

· игр с песком и водой;

· отдыха;

· уголок природы.

В спальне можно оборудовать уголок для «отдыха» кукол, поставить небольшую низкую вешалку для одежды, предназначенной для «ряжения» детей.

Желательно, чтобы расположение зон способствовало плавному переходу от одной деятельности к другой. Например, зона для игр со строительным материалом может соседствовать с зоной сюжетных игр. В отдельном месте хранятся папки с детскими рисунками, альбомы с групповыми и семейными фотографиями. Воспитатели время от времени рассматривают их вместе с детьми.

Динамичность предметной среды

Принцип зонирования не означает, что предметная среда остается неизменной. Зоны могут меняться, объединяться, дополняться. Динамичность среды должна побуждать малышей к преобразованию, к исследованию нового. Развивающая обстановка должна, с одной стороны, обеспечивать ребенку ощущение постоянства, стабильности, устойчивости, а с другой стороны – позволять взрослым и детям видоизменять обстановку в зависимости от меняющихся потребностей и возможностей малышей и постановки воспитателями новых педагогических задач.

Для этого в группе должны быть легкие материалы и специальные предметы, позволяющие создавать новые зоны и уголки. К ним относятся ширмы, скамейки, мягкие модули, большие куски ткани и т.д. Например, наличие в группе больших модулей из легких материалов позволяет строить в центре комнаты дома, дворцы, лабиринты, пещеры, в которых могут играть все желающие. Эти же модули легко преобразовать в большой общий стол и играть с группой детей. Разворачивающиеся поролоновые маты можно превращать в лодки, корабли, острова.

Воспитатели могут менять элементы интерьера, привлекая внимание малышей к тому, что в комнате появились новые красивые вещи. Если кто-то из родителей умеет хорошо рисовать или владеет какими-либо художественными техниками, можно попросить их расписать свободную часть стены безопасными для здоровья детей красками, сделать панно, изготовить оригами и т.п.

Элементы каждой зоны также должны периодически меняться. В каждой зоне должны своевременно появляться новые предметы, стимулирующие двигательную, познавательную активность малышей, развитие их игровой деятельности. Игрушек в каждой зоне не должно быть много, но они должны регулярно обновляться. Так, игрушки для сюжетных игр должны, с одной стороны, побуждать малышей к разыгрыванию традиционных для данного возраста сюжетов; с другой, – среди них должны появляться новые, для того, чтобы игра детей не превращалась в воспроизведение штампов.

Наряду с игрушками для сюжетной игры, необходимо предоставлять детям неоформленный материал – природный, бросовый, элементы старых конструкторов для использования в сюжетно-ролевых играх в качестве предметов-заместителей. Эти предметы также должны заменяться, чтобы стимулировать развитие воображения детей.

Внесение элементов новизны в привычную обстановку, привлечение к ее преобразованию детей, способствуют развитию у малышей свободы, инициативности, творческого воображения.

Создание полноценной развивающей среды не связано напрямую с финансовыми возможностями детского учреждения. Групповое помещение не обязательно должно быть оснащено дорогостоящими игрушками и оборудованием. Эффективный педагогический процесс может быть организован при рациональном использовании самых скромных финансовых средств. Разностороннему развитию ребенка может способствовать не только игровой и дидактический материал фабричного производства, но и изготовленный самостоятельно педагогами и родителями. Главное – чтобы игрушки и материалы соответствовали возрасту детей, были адекватны целям развития и находились в свободном доступе.

Итак, окружающая среда является развивающей, если помогает ребенку осваивать генетические задачи возраста – вхождение в социальную действительность, освоение чисто человеческого образа жизни. При этом в основу берется как ее содержательная, так и эстетическая стороны.

Комфортной средой для маленьких детей выступает такая среда, которая эстетически и функционально выдержана для пребывания в ней определенного возрастного контингента малышей.

Таким образом, в детском саду окружающая среда рассматривается как возможность наиболее эффективного развития индивидуальности ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровней активности. Создаётся предметно-развивающая среда с учетом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируем так, чтобы ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. При подборе дидактического материала, игр, пособий, детской литературы учитываем особенности разно уровневого развития детей и помогаем осуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребенка.

Создавая "среду обитания" для воспитанников необходимо, прежде всего, уделять внимание ее развивающему характеру. Предметный мир должен обеспечить реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности, обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Ведь среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, в ней дети реализуют свои способности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. - М.: Айресс Пресс, 2007.

2. Руководство играми детей в дошкольном учреждении: Из опыта работы. Н.А. Рыжова. - М.: Линка-Пресс, 2007.

3. Игра дошкольника Доронова Т.Н., Доронов С.Г. - М: Детям XXI века, 2005.

4. Сотникова В.М. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ С.Н. Теплюк, Г.М. Лямина, М.Б. Зацепина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

5. Иванова Н. Дошкольник в детской субкультуре. //Дошкольное воспитание. – 2006. - № 9, № 10

6. Глушкова Г. Устройство вариативной предметно-пространственной среды в групповых помещениях. // Ребёнок в детском саду.– 2008.-№ 5

7. Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М.Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)