Что входит в пенсионное обеспечение. Пенсионное обеспечение как форма социальной защиты. Документы для пенсий

Что входит в пенсионное обеспечение. Пенсионное обеспечение как форма социальной защиты. Документы для пенсий

В Российской Федерации действуют три вида пенсионного обеспечения:

Государственное пенсионное обеспечение, основанное на финансировании пенсий за счет средств федерального бюджета. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается государственным служащим (в том числе военнослужащим, сотрудникам силовых ведомств, а также членам их семей), участникам Великой Отечественной войны, гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, космонавтам и членам их семей, работникам летно-испытательного состава, а также социально незащищенным гражданам, которые в силу обстоятельств не приобрели права на страховую пенсию, - нетрудоспособным гражданам.

Обязательное пенсионное страхование, включающее в себя страховую пенсию и финансируемое за счет страховых взносов работодателя. Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», нетрудоспособные члены семей застрахованных лиц, в случае потери кормильца. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами России, если иное не предусмотрено международным договором.

Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение
- негосударствен-ные пенсии, выплачиваемые в рамках догово-ров с негосударственными пенсионными фон-дами, финансируемые за счет взносов работо-дателей и работников в свою пользу и дохода, полученного от их инвестирования.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.

Страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.

Стоимость пенсионного коэффициента - стоимостной параметр, учитываемый при определении размера страховой пенсии, отражающий соотношение суммы страховых взносов на финансовое обеспечение страховых пенсий и трансфертов федерального бюджета, поступающих в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствующем году, и общей суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов получателей страховых пенсий.

Фиксированная выплата к страховой пенсии - обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии.

Корректировка размера страховой пенсии - повышение размера страховой пенсии в связи с увеличением стоимости пенсионного коэффициента.

Накопительная пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости, исчисленная исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день назначения накопительной пенсии.

Средства пенсионных накоплений - совокупность учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица средств, сформированных за счет поступивших страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования, дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, а также результата от их инвестирования и средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования.

Ожидаемый период выплаты накопительной пенсии - показатель, рассчитываемый на основе данных федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, и используемый для определения размера накопительной пенсии.

Перерасчет размера страховой пенсии - это изменение размера страховой пенсии, происходящее без подачи письменного заявления в территориальные органы Пенсионного фонда, связи с увеличением по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды после 01.01.2015. На беззаявительный перерасчет размера страховой пенсии имеют право получатели страховой пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Перерасчет страховой пенсии по старости и по инвалидности производится с 1 августа каждого года исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, которые не были учтены при определении размера пенсии при ее назначении или перерасчете Размер страховой пенсии по случаю потери кормильца подлежит пересчету с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена эта пенсия. Заявительный перерасчет размера пенсии - изменение размера пенсии по документам, представленным заявителем.

Валоризация - денежная переоценка пенсионных прав всех россиян, имеющих трудовой стаж до 2002 года. С 1 января 2010 года расчетный пенсионный капитал, сформированный до 2002 года, увеличивается на 10% и дополнительно по 1% за каждый год трудового стажа гражданина до 1991 года. Для определения процента увеличения пенсионного капитала за периоды до 1 января 1991 года учитывается трудовой стаж, имевшийся у гражданина на указанную дату, принятый во внимание при оценке пенсионных прав. При этом никаких ограничений в данном случае нет, учитывается весь стаж, в том числе сверх максимальных показателей (40 лет у женщин и 45 лет у мужчин).

Выплата пенсии - ежемесячное перечисление территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации начисленных к доставке сумм пенсии на счет организаций, осуществляющих доставку пенсии пенсионерам. Выплата начисленных сумм пенсии производится за текущий календарный месяц. Выплата пенсии, в том числе работающим пенсионерам, производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства или месту пребывания пенсионера в установленном размере без каких-либо ограничений. Пенсионеру, проживающему в государственном или муниципальном стационарном учреждении социального обслуживания, выплата пенсии производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения этого учреждения.

Группы инвалидности - в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, возникшей в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория «ребенок-инвалид». Инвалидность I группы устанавливается на два года, II и III групп - на один год. Категория «ребенок-инвалид» устанавливается на один или два года либо до достижения гражданином возраста 18 лет.

Доставка пенсии - передача начисленной суммы пенсии получателю путем ее вручения в кассе организации, осуществляющей доставку, или на дому, или путем зачисления суммы пенсии на счет пенсионера в кредитной организации. Доставка пенсии производится по желанию пенсионера организацией почтовой связи, кредитной либо иной организацией, занимающейся доставкой пенсии, с которыми Пенсионным фондом Российской Федерации заключены соответствующие договоры. Пенсионер вправе выбрать по своему усмотрению организацию, осуществляющую доставку пенсии, и письменно уведомить об этом территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Инвалид - человек, у которого возможности его жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений, что влечет за собой признание инвалидности.

Корректировка - увеличение размера страховой пенсии в связи с увеличением стоимости пенсионного коэффициента. Стоимость пенсионного коэффициента определяется Правительством Российской Федерации.

Индексация фиксированной выплаты к страховой пенсии - ежегодное увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год и с 1 апреля дополнительное увеличение указанной выплаты с учетом роста доходов ПФР.

Конвертация пенсионных прав - это преобразование пенсионных прав, приобретенных гражданами по состоянию на 1 января 2002 года (на начало пенсионной реформы), в сумму расчетного пенсионного капитала. Его величина - это эквивалент суммы уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации до 1 января 2002 года. Эта сумма определяется обратным счетом из размера условно полагающейся всем застрахованным лицам пенсии так, как если бы они достигли пенсионного возраста к указанной дате. Для пенсионеров по состоянию на 31 декабря 2001 года установлена не условная, а реальная пенсия в наиболее выгодном для них размере по действующему до начала реформы пенсионному законодательству.

Нестраховые периоды, учитываемые в стаж - наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, когда за гражданина уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, в страховой стаж засчитываются и некоторые нестраховые периоды. К ним относятся:

  • период прохождения военной службы и иной приравненной к ней службы (например служба в органах внутренних дел и других силовых ведомствах, служба в прокуратуре и т.д.)
  • период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
  • период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности;
  • период получения пособия по безработице;
  • период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
  • период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
  • период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
  • период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства РФ при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений РФ (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности;
  • участие в оплачиваемых общественных работах и переезд по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
  • период, засчитываемый в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности";
  • период, в течение которого лица, необоснованно привлеченные к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированные, были временно отстранены от должности (работы) в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Все перечисленные нестраховые периоды засчитываются в страховой стаж только в том случае, если им предшествовали или следовали за ними периоды работы, за которые начислялись (уплачивались) страховые взносы в ПФР. В случае совпадения по времени нескольких периодов, включаемых в страховой стаж, при назначении пенсии будет учитываться только один из них по выбору гражданина, обратившегося за установлением пенсии. При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Ожидаемый период выплаты пенсии - показатель, используемый для определения размера страховой части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца) по нормам Федерального закона № 173-ФЗ. При определении размера страховой части трудовой пенсии начиная с 1 января 2013 года ожидаемый период выплаты страховой части трудовой пенсии по старости на общих основаниях (трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца) устанавливается продолжительностью 19 лет (228 месяцев).

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданина из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению выплачивается за счет средств Федерального бюджета и бывает следующих видов:

  • за выслугу лет - назначается федеральным государственным гражданским служащим, военнослужащим, космонавтам и работникам летно-испытательного состава;
  • по старости - назначается пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;
  • по инвалидности - назначается военнослужащим, участникам ВОВ, лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, космонавтам;
  • по случаю потери кормильца - назначается членам семьи военнослужащих, граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, космонавтов.
  • социальная пенсия по инвалидности (назначается инвалидам I, II, III групп, в том числе инвалидам с детства, детям-инвалидам);социальная пенсия по случаю потери кормильца (назначается детям до 18 лет и старше, но не более 23 лет, обучающимся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшим одного или обоих родителей, и детям умершей одинокой матери); социальная пенсия по старости (назначается гражданам из числа малочисленных народов Севера, постоянно проживающим в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии,достигшим возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), а также гражданам Российской Федерации, достигшим возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины), и иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Российской Федерации не менее 15 лет и достигшим возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины);
  • социальная пенсия детям. Оба родителя которых неизвестны (назначается детям в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающимся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, оба родителя которых неизвестны.

Расчетный пенсионный капитал (РПК) - это расчетная величина, с учетом которой определяется размер страховой части трудовой пенсии, включающая в себя пенсионные права в денежном выражении, приобретенные застрахованным лицом по состоянию на 1 января 2002 года, а также сумму страховых взносов и иных поступлений в ПФР за застрахованное лицо после указанной даты до 01.01.2015. При этом исходя из страховой части трудовой пенсии определяется величина ИПК за период до 01.01.2015.

Стаж - один из важнейших факторов, влияющих на право и размер пенсионного обеспечения граждан. Различают страховой и общий трудовой стаж.

Страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых начислялись (уплачивались) страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Общий трудовой стаж - это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая при оценке пенсионных прав граждан по состоянию на 1 января 2002 года. В общий трудовой стаж включаются:

  • работа в качестве рабочего, служащего (в том числе за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник подлежал обязательному пенсионному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части; периоды индивидуальной трудовой деятельности (в том числе в сельском хозяйстве);
  • творческая деятельность членов творческих союзов - писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;
  • временная нетрудоспособность, начавшаяся в период работы, и пребывание на инвалидности I и II группы из-за увечья на производстве или профессионального заболевания;
  • пребывание в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;
  • воинская служба;
  • получение пособия по безработице, участие в оплачиваемых общественных работах, переезд по направлению службы занятости в другую местность для трудоустройства.

В случае осуществления оценки пенсионных прав по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ в общий трудовой стаж включаются также:

  • периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре;
  • периоды ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, престарелым, если он нуждается в постоянном уходе по заключению лечебного учреждения;
  • периоды ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более девяти лет в общей сложности;
  • периоды проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства;
  • периоды проживания за границей супругов работников советских учреждений и международных организаций, но не более 10 лет в общей сложности;
  • периоды содержания под стражей, пребывания в местах заключения и ссылке гражданам, необоснованно привлеченным к уголовной ответственности, необоснованно репрессированным и впоследствии реабилитированным;
  • гражданам, проживавшим в районах, временно оккупированных неприятелем в период Великой Отечественной войны, и достигшим ко дню оккупации или в ее период 16 лет, - время их пребывания в возрасте 16 лет и старше на оккупированной территории СССР или других государств, а также на территориях государств, находившихся в состоянии войны с СССР, за исключением случаев, когда они в указанный период совершили преступление;
  • гражданам, проживавшим в городе Ленинграде в период его блокады (с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года), а также гражданам - узникам фашистских концлагерей - время соответственно проживания в блокадном городе Ленинграде и нахождения в концлагерях в период Великой Отечественной войны, за исключением случаев, когда они в указанный период совершили преступление.

Исчисление продолжительности указанных периодов трудовой и общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, в случае осуществления оценки пенсионных прав по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ некоторые периоды учитываются в льготном порядке, например, военная служба по призыву - в двойном размере.

Пенсионное обеспечение - это государственная система правовых, экономических и организационно-административных мер по поддержке и защите лиц от материальной необеспеченности вследствие наступления старости, инвалидности или потери кормильца.

Пенсия - это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а также при потере трудоспособности, потере кормильца и иных, предусмотренных законом случаях.

Во всех цивилизованных странах, где сложилась традиция социальной ответственности государства перед пожилыми людьми, постоянно ведутся поиски эффективной модели пенсионного обеспечения. В настоящее время в мире существует три такие модели.

  • 1. Распределительная (солидарная) модель основана на принципе солидарности поколений, когда работающее население финансирует выплату пенсий неработающему населению, т.е. собранные страховые взносы, уплачиваемые работодателями и гражданами, целиком расходуются на выплату пенсий в текущий отрезок времени. Солидарность поколений, с одной стороны, обеспечивает относительную простоту управления финансовыми ресурсами пенсионной системы, но, с другой стороны, увеличивает зависимость данной модели от других социально-экономических факторов и, главным образом, демографических. При данной модели уровень благополучия пенсионеров целиком и полностью зависеть от экономического благополучия поколения, на которое они уже никак не могут повлиять. Долгое время в СССР, а потом и в Российской Федерации действовала именно распределительная пенсионная модель.
  • 2. Накопительная (сберегательная) модель основана на страховых принципах, когда пенсионное обеспечение по старости представляет собой долгосрочный инвестиционный процесс, где изначально происходит уплата взносов и наращивание пенсионного капитала посредством отдачи от пенсионных инвестиций в экономику, а уже затем выплата накопленных средств в виде пенсий. При такой модели, размер пенсий напрямую зависит от отчислений в соответствующие фонды за период трудовой деятельности и дохода от их инвестирования. Накопительная система отличается от распределительной тем, что она менее чувствительна к проблемам старения населения. Каждый человек формирует себе пенсию сам. Его взносы идут не на оплату пенсии другому, а на индивидуальный лицевой счет.
  • 3. Распределительно-накопительная (смешанная) модель основана на сочетании распределительного и накопительного компонентов. Подобные системы существуют в большинстве стран мира.

Пенсионное обеспечение в России основано на распределительно-накопительной модели и осуществляется через Пенсионный фонд РФ.

Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ) - это централизованный фонд пенсионного обеспечения населения, созданный в 1990 г. в целях управления финансами пенсионного обеспечения граждан.

К функциям Пенсионного фонда РФ относится:

учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

назначение и выплата пенсий;

назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям РФ и др.

персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования;

взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов, взыскание недоимок;

выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;

выплата средств материнского капитала;

управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной трудовой пенсией, которое осуществляется через государственную и частные управляющие компании.

Финансирование выплат пенсий происходит за счет страховых взносов, вносимых работодателями. Тариф страхового взноса состоит из солидарной и индивидуальной части. На счетах застрахованных лиц отражается только индивидуальная часть тарифа, а солидарная часть используется для фиксированных выплат и на иные цели.

Базой для начисления страхового тарифа для всех застрахованных лиц является годовая заработная плата до уплаты. На суммы свыше предельной базы начисляется страховой тариф в размере 10%, направляемые в полном объеме на солидарную часть.

Рис. 7.1 Структура тарифа страхового взноса для лиц 1966 г. и старше и тех, кто отказался от накопительной пенсии

Рис. 7.2 Структура тарифа страхового взноса для лиц 1967 г. и моложе при сохранении накопительной пенсии

Трудовая пенсия - это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильцев, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц.

Виды трудовых пенсий:

  • - по старости;
  • - по инвалидности;
  • - по случаю потери кормильца.

С 1 января 2015 года в России вводится новый порядок формирования пенсионных прав граждан и начисления пенсии в системе обязательного пенсионного страхования. Реформирование пенсионной системы планируется завершить в 2025 году.

Установлено, что права на страховую пенсию будут учитываться в пенсионных коэффициентах (баллах), исходя из уровня заработной платы (уплаченных с нее страховых взносов), стажа и возраста выхода на пенсию.

Условиями возникновения права на страховую пенсию по старости являются достижение возраста 60 лет - для мужчин, 55 лет - для женщин, наличие страхового стажа (т.е. минимального стажа уплаты страховых взносов) не менее 15 лет, наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента (баллов) не менее 30.

В 2025 году минимальный общий стаж для получения пенсии по старости достигнет 15 лет. С 6 лет в 2015 году он будет в течение 10 лет поэтапно увеличиваться - по 1 году в год. Те, у кого общий стаж к 2025 году будет менее 15 лет, имеют право обратиться в ПФ за социальной пенсией (женщины в 60 лет, мужчины - в 65 лет).

С 1 января 2015 года минимальная величина индивидуального пенсионного коэффициента, при котором возникает право на назначение страховой пенсии, установлена в размере 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения 30 в 2025 году.

Стоимость пенсионного коэффициента будет ежегодно определяться федеральным законом.

Таблица 7.1

Условия для возникновения права на страховую пенсию по старости на период реформирования

Требования к страховому стажу

Минимальная сумма индивидуальных пенсионных баллов для возникновения права на страховую пенсию

Максимальное значение

годового балла

При выборе тарифа на накопительную пенсию 0 %

При выборе тарифа на накопительную пенсию 6 %

Годовой индивидуальный пенсионный коэффициент = Ч 10

Граждане имеют право выбора варианта пенсионного обеспечения: с накопительной пенсией или без нее. При этом важно знать, что приняв решение о формировании накопительной пенсии, гражданин уменьшает пенсионные права на формирование страховой, и наоборот.

В новых правилах расчета пенсии засчитываются в стаж такие социально значимые периоды жизни человека, как срочная служба в армии, уход за ребенком, ребенком-инвалидом или гражданином старше 80 лет. За эти, так называемые «нестраховые периоды», присваиваются особые годовые пенсионные коэффициенты, если в эти периоды гражданин не работал.

Формула расчета страховой пенсии выглядит следующим образом:

СП = (ФВ Ч КПВ) + (ИПК Ч КПВ Ч СПК), где:

СП - страховая пенсия в году назначения пенсии;

ФВ - фиксированная выплата;

ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент, равный сумме всех годовых пенсионных коэффициентов гражданина;

СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента в году назначения пенсии;

КПВ - премиальные коэффициенты за выход на пенсию позже общеустановленного пенсионного возраста.

Таким образом, по новым правилам выходить на пенсию позже будет выгодно. За каждый год более позднего обращения за пенсией страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты.

Таблица 7.2

Коэффициенты для расчета страховой пенсии при отсрочке обращения за ее назначением после достижения пенсионного возраста

Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия.

Законодательством предусмотрены следующие виды социальных пенсий: социальная пенсия по старости (для мужчин, достигших 65 лет, и женщин, достигших 60 лет), социальная пенсия по инвалидности, социальная пенсия по случаю потери кормильца.

С 1 января 2010 года с целью доведения материального обеспечения пенсионера до величины его прожиточного минимума, предусматривается установление социальных доплат к пенсии.

Страховая пенсия

Большинство россиян сегодня формируют и получают так называемые страховые пенсии. Обязательное пенсионное обеспечение, которое охватывает всех работающих россиян, основывается на страховых принципах.

Страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным в системе ОПС лицам заработной платы и иных выплат, утраченных с наступлением нетрудоспособности по старости или инвалидности.

Существует три вида страховых пенсий:

страховая пенсия по старости - этот вид пенсии получают те, кто утрачивает способность к трудовой деятельности из-за достижения определенного возраста (старости). Чтобы ее получать, необходимо достичь общеустановленного пенсионного возраста или получить право на досрочное назначение пенсии;

страховая пенсия по инвалидности - ее получают те, кто имеет ограничения в трудовой деятельности из-за фундаментальных проблем со здоровьем, а не по возрасту;

страховая пенсия по случаю потери кормильца - этот вид пенсии предусмотрен для членов семьи умершего человека, у которого формировалась страховая пенсия.

Условия получения страховой пенсии:

достижение пенсионного возраста (55 лет - для женщин, 60 лет - для мужчин) либо достижение условий для назначения досрочной пенсии;

наличие минимального страхового стажа (в 2015 году - 6 лет, далее с каждым годом требования к минимальному стажу будут увеличиваться на 1 год таким образом, чтобы к 2024 году минимальный страховой стаж составил 15 лет);

наличие не менее 30 пенсионных баллов на индивидуальном лицевом счете в ПФР.

Страховой стаж - общая продолжительность периодов работы, в течение которых за работника уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд России.

Формирование пенсии по обязательному пенсионному страхованию происходит за счет страховых взносов, которые работодатели уплачивают в период трудовой деятельности за своих работников и за себя в Пенсионный фонд России.

Общий тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составляет 22%. Часть тарифа страховых взносов на ОПС (6%) - солидарный тариф. Он предназначен для формирования в масштабах всей страны денежных средств, необходимых для фиксированной выплаты пенсионерам.

Остальная часть тарифа страховых взносов (16%) - индивидуальный тариф. Средства, поступившие по этому тарифу, отражаются на индивидуальном лицевом счете человека в ПФР. Но не как реальные деньги на банковском счете, а в виде пенсионных прав, гарантированных государством.

Эти средства автоматически пересчитываются в пенсионные баллы. Собственно деньги при этом направляются на выплату пенсий нынешним пенсионерам - нашим бабушкам и дедушкам.

Такая система, при которой страховые взносы работающего поколения идут на выплату текущих пенсии, называется солидарной. Когда ты выйдешь на пенсию, она будет выплачиваться тебе за счет взносов детей и внуков.

Чтобы пенсионные права будущих пенсионеров не обесценивались, государство ежегодно увеличивает стоимость пенсионного балла на уровень не ниже инфляции в предыдущем году. Таким образом происходит увеличение страховой пенсии - ежегодная индексация. Страховая пенсия по обязательному пенсионному страхованию выплачивается 37,7 миллиона человек.

Социальная пенсия

Не у всех получается заработать право на страховую пенсию. Это может произойти по разным причинам. Например, если человек является инвалидом с детства и не может работать или в силу жизненных обстоятельств не приобрел необходимый страховой стаж и пенсионные баллы для получения страховой пенсии. Такие люди имеют право на социальную пенсию.

Социальная пенсия назначается по достижении 60 лет женщинам и 65 лет мужчинам, а инвалидам - с даты установления инвалидности. При этом никаких требований относительно страхового стажа или пенсионных баллов для получения социальной пенсии нет. Социальная пенсия является пенсией по государственному обеспечению и выплачивается из средств государственного бюджета.

Добровольная пенсия

Наряду с государственной системой обязательного пенсионного страхования в России существует негосударственное пенсионное страхование, в рамках которого у россиян есть возможность формировать еще одну, добровольную пенсию. Чтобы получать такую пенсию, будущему пенсионеру надо заключить договор с негосударственным пенсионным фондом и в течение определенного времени делать личные взносы.

Кроме самого гражданина в его негосударственном пенсионном обеспечении может принимать участие и его работодатель. Если работодатель делает отчисления на добровольную пенсию своих работников, такая пенсия называется корпоративной.

Накопительная пенсия

Еще одним видом пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования является накопительная пенсия. В отличие от страховой пенсии, накопительная пенсия формируется по желанию будущего пенсионера.

Граждане 1967 года рождения и моложе имеют право выбрать - формировать только страховую пенсию по обязательному пенсионному страхованию или часть взносов работодателя направить на накопительную пенсию.

Этот выбор нужно сделать в течение первых пяти лет своей трудовой жизни. Средства, которые формируют накопительную пенсию, называют пенсионными накоплениями. Они в большей степени, чем средства, формирующие страховую пенсию, похожи на средства банковского вклада.

Пенсионные накопления не идут в солидарную систему на выплаты текущих пенсий. Они передаются Пенсионным фондом России в управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд - по выбору будущего пенсионера. Затем они инвестируются на рынке ценных бумаг для получения инвестиционного дохода.

Инвестированием пенсионных накоплений, т. е. вложением этих средств в различные финансовые активы (акции, облигации и т. п.), занимаются управляющие компании (УК).

В России действуют одна государственная управляющая компания - «Внешэкономбанк» - и частные управляющие компании.

Управляющая компания обязана инвестировать средства пенсионных накоплений исключительно в интересах застрахованных лиц - разумно и добросовестно, исходя из необходимости обеспечения принципов надежности и доходности. Доходы от управления принадлежат застрахованному лицу за вычетом заранее определенной комиссии в пользу управляющей компании. Инвестирование пенсионных накоплений через управляющую компанию называется доверительным управлением.

Главной причиной, по которой граждане передают свои пенсионные накопления из одной управляющей компании в другую, является разный уровень их инвестиционной доходности.

Инвестиционный портфель - определенный набор финансовых активов (ценные бумаги, деньги на счетах в банках), в которые могут быть размещены средства пенсионных накоплений. Список этих активов определен Правительством РФ.

Если гражданин выбрал управляющую компанию, он должен подать заявление о своем выборе в Пенсионный фонд России. После этого ПФР переведет его пенсионные накопления в выбранную управляющую компанию.

Помимо передачи пенсионных накоплений из одной управляющей компании в другую, участники системы ОПС могут переводить свои пенсионные накопления из Пенсионного фонда России в негосударственный пенсионный фонд (НПФ).

Негосударственный пенсионный фонд - это организация, занимающаяся пенсионным обеспечением граждан по обязательному пенсионному страхованию в части формирования накопительной пенсии. Если гражданин переводит пенсионные накопления в НПФ, то именно он впоследствии и будет выплачивать их в виде накопительной пенсии.

НПФ берут на себя обязанности по ведению индивидуального пенсионного счета, извещают о состоянии этого счета, определяют вид и размер пенсионной выплаты за счет средств пенсионных накоплений.

Многие россияне выступают за отмену пенсий. Вот аргументы:
http://zhanna1984.livejournal.com/12973.html
Необходимость реформы пенсионной системы России признает любой здравомыслящий человек. А вот каким образом проводить эту реформу, единого мнения нет ни у граждан, ни в Правительстве и уж тем более в самом Пенсионном Фонде России, раздираемом противоречивыми руководителями и их действиями.
Давайте посмотрим на то, как у нас сейчас обстоят дела с пенсиями, населением и перспективами обеспечения этого самого населения теми самыми пенсиями и наконец-то поймем, что есть выход из сложившейся сложнейшей ситуации дефицита Пенсионного Фонда России

И так, что мы имеем.

В настоящее время трудовая пенсия по старости в России состоит из трех частей: базовой (гарантируется государством, и ее размер устанавливается законодательно в виде фиксированной суммы), страховой (дифференцированная часть, зависит от результатов труда конкретного человека) и накопительной (образуется только у граждан 1967 года рождения и моложе). Средний размер трудовой пенсии по старости и на конец 2008 года составил 4 тысячи 902 рубля.

Численность населения России 142,0 млн.человек.

Численность пенсионеров 38, 5 млн.человек.

Экономически активное население 75 млн. человек (52,8% от всего населения). Но населения в возрасте от 20 до 64 лет составляет около 90 млн.человек.

Ежегодно население уменьшается на 500 тысяч человек.

Средний размер начисленных месячных пенсий составляет 99% от величины прожиточного минимума.

45,7% населения со среднедушевым доходом свыше 10 тысяч рублей в месяц.

Численность участников негосударственных пенсионных фондов т.е. тех, кто туда перечисляет деньги 6,5 млн. человек (8,6% от экономически активного населения), а получают пенсии из НПФ всего 685 тысяч человек или 1,8% от всех пенсионеров России.

О перспективах пенсионной реформы в своем недавнем выступлении министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова сообщила, что с 2015 года размер базовой составляющей страховой части трудовой пенсии по старости будет зависеть от продолжительности страхового стажа. И может снижаться на 3 процента за каждый год, недостающий до нормативного стажа в 30 лет. Либо повышаться на 6 процентов за каждый год, превосходящий «норму».

Таким образом понятно, что каждый из нас должен проработать не менее 30 лет, чтобы получать пенсию без скидок равную величине прожиточного минимума. Не думаю, что кого-нибудь из здравомыслящих людей устроит такое положение дел. Но всего 8,6% из нас на сегодняшний день озабочены своим пенсионным будущем, а остальные по старинке надеются на русский “авось” или на Государство которое “всем всегда должно”.

А между тем на выплату базовой части пенсии федеральный бюджет должен в следующем году перевести в Пенсионный фонд свыше 1 триллиона рублей на закрытие растущего дефицита бюджета Пенсионного фонда, который в следующем году должен выплатить пенсионерам 3 триллиона рублей. В 2010 году — 3,7 триллиона, а в 2011 году — уже 4,3 триллиона рублей.

Необходимо повернуть угрожающую тенденцию роста дефицита средств ПФР вспять. Вот и получается, что единственный способ обеспечить достойную старость тем, кому предстоит еще нормативные 30 лет работать это полностью отменить государственные пенсии. При 65 летнем пороге ухода на пенсию, к которому мы скоро прийдем, население моложе 35 лет должно быть полностью лишено государственных пенсий и, соответственно, само заботиться о своем будущем. Таким образом все средства ПФР должны распределяться среди текущих пенсионеров, а пополняться за счет тех, кто старше 35 лет и не достиг 65 лет, а это 56 миллионов человек. Простые вычисления показывают, что при ежегодной смертности населения страны в 2,4 млн. человек и при ежегодном выходе на пенсию в среднем 1,8 млн. человек в ближайшие годы в ПФР возникнет профицит и средства бюджета могут быть потрачены не на латание пенсионных дыр, а, например, на повышени уровня образования и медицинского обслуживания населения. Приняв в ближайшее время такие поправки в пенсионное законодательство Государство решит массу проблем не только с пенсионным обеспечением, но и с развитием внутреннего российского инвестиционного климата, получит серьезных долгосрочных инвесторов в экономику страны и существенно повысит финансовую грамотность населения.

К сожалению, со временем человек не молодеет, и рано или поздно перед каждым встает вопрос о том, как жить после окончания трудовой деятельности. В нашем государстве всем категориям граждан предоставляются пенсионные выплаты. Это может быть трудовая или государственная пенсия. О последнем пособии поговорим подробнее.

Виды пенсионных выплат в РФ

Согласно законодательству России, в нашей стране существует две категории пенсионных выплат. Это трудовая пенсия, представляющая собой ежемесячные выплаты, предназначенные компенсировать заработную плату, утраченную по причине старости или инвалидности. Кроме того, сюда входят выплаты несовершеннолетним в случае утраты кормильца. Средства на них складываются из страховых взносов, которые ежемесячно, на протяжении всей трудовой деятельности, человек перечислял в Пенсионный фонд.

Второй вид – это пенсии по государственному пенсионному обеспечению. В отличие от трудовых пенсий, их финансирование производится из средств федерального бюджета. Надо отметить, что в России пенсионные выплаты не подлежат налогообложению и, согласно реформе, проведенной в 2002 году, разделены на две части – накопительную и страховую.

Когда назначаются пенсии по государственному обеспечению

Если пользоваться терминологией законодательства РФ, право на гос. пенсии возникает в следующих случаях:

  • если человек длительное время находится на государственной службе, которая, в свою очередь, разделяется на федеральную гражданскую службу и гражданскую службу субъектов федерации;
  • эти выплаты полагаются военнослужащим, несущим службу в вооруженных войсках РФ, сотрудникам правоохранительных служб и органов противопожарной безопасности;
  • людям, которые пострадали в радиационных и техногенных катастрофах;
  • нетрудоспособным членам семьи вышеперечисленных категорий граждан, в случае их смерти.

Как и трудовые пенсии, государственная назначается в нескольких случаях:

  1. Пенсия, выплачиваемая за выслугу лет.
  2. Государственная пенсия, выплачиваемая по старости.
  3. Пенсия, начисляемая при потере кормильца.
  4. Пенсия социальная.

Государственная пенсия по выслуге лет

Право на это пособие имеют гражданские служащие, имеющие стаж на государственной службе не меньше 15 лет или замещавшие должность на федеральной службе не менее 1 года. Пенсия государственного служащего может быть назначена в следующих случаях:

  1. При сокращении штата федеральных госслужащих в органах власти федерального (местного) масштаба или при ликвидации органов власти, образованных согласно Конституции РФ.
  2. При увольнении с должностей, утвержденных в законодательном порядке.
  3. При достижении предельного возраста, позволяющего замещать должность гос. службы.
  4. При обнаружившемся несоответствии должности, по состоянию здоровья, препятствующему дальнейшему продолжению службы.
  5. При увольнении по собственному желанию, связанном с выходом на государственную пенсию.

Пенсия, выплачиваемая по выслуге лет, устанавливается в размере 45 % от среднего месячного заработка государственного служащего, без учета страховой и базовой частей трудовой пенсии. Она устанавливается и выплачивается вместе с трудовой пенсией. Если стаж на государственной службе превышает 15 лет, то за каждый отработанный год сверх этого начисляется прибавка в 3 %, но при этом общий размер не может быть выше 75 % среднего месячного заработка. Гражданин не получает этот вид пенсии в тот период, когда он занимает должность на государственной службе.

Начисление пенсий для военнослужащих

Государственная пенсия за выслугу лет назначается лицам, прошедшим военную службу в армии РФ или СНГ, а также служившим в органах внутренних дел, противопожарной безопасности, органах, занимающихся контролем за оборотом наркотиков, и органах уголовно-исправительной системы. Для начисления пенсии необходимо иметь на момент увольнения с места службы выслугу не меньше 20 лет. В таком случае пенсия составит 50 % денежного довольствия, соответствующего денежному довольствию звания, с которого военный покинул службу. За каждый год свыше двадцати лет положена прибавка в размере 3 %, но общая сумма не должна превышать 85 % от денежного довольствия.

Также право на гос. пенсию имеют в случае увольнения со службы по достижении предельного возраста, ухудшения состояния здоровья или в связи с другими организационными мероприятиями лица, достигшие возраста сорока пяти лет, общий трудовой стаж которых составляет больше 25 лет, и при этом не меньше 12,5 занимает служба в вышеперечисленных организациях. В этом случае пенсия составит 50 % денежного довольствия, соответствующего их званию. За каждый год службы сверх 25 лет начисляется 1 % от указанного довольствия.

Пенсия по инвалидности

Пенсия по причине инвалидности начисляется гражданам, которые проходили службу по призыву в качестве рядовых, сержантов и старшин в случае ее получения во время несения службы или не позже чем через три месяца после того, как гражданин уволился с военной службы, но инвалидность признана следствием контузии, увечья или болезни, явившимися следствием прохождения службы.

Надбавки к пенсии

Согласно законодательству, военнослужащим, получившим инвалидность в результате травмы, полученной во время военных действий, пенсия по выслуге лет может быть увеличена в следующих пределах:

  • инвалидам первой группы – на 300 % от размера пенсии;
  • инвалидам второй группы – на 250 %;
  • инвалидам третьей группы – на 175 %.

Если инвалидность наступила вследствие трудовой деятельности, общего заболевания или других причин, а также участникам Великой Отечественной войны, включенным в категории, перечисленные в Федеральном законе «О ветеранах», пенсия увеличивается:

  • инвалидам первой группы – на 250 % от расчетной пенсии;
  • инвалидам второй группы – на 200 %;
  • инвалидам третьей группы – на 150 %.

Кроме того, надбавка в 100 % от размера пенсии положена инвалидам I группы, достигшим возраста восьмидесяти лет, и неработающим пенсионерам, у которых на иждивении находятся нетрудоспособные лица. В этом случае надбавка составит 32, 64 и 100 % соответственно на одного, двоих и трех или более членов семьи.

Пенсия по старости

К гражданам, имеющим право на пенсию по старости, закон о государственных пенсиях относит как людей, принявших участие в ликвидации результатов Чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, так и лиц, переселенных из нее или выехавших оттуда на новое место жительство добровольно. Пособие назначается после достижения женщинами 55 лет и 60 – мужчинами, при условии наличия у них трудового стажа не меньше 5 лет и учитывая уменьшение пенсионного возраста, предусмотренное российским законодательством, в зависимости от продолжительности работы или проживания в вышеперечисленных зонах.

В случае получения инвалидности, лучевого поражения или других заболеваний, полученных под воздействием радиационных факторов при устранении последствий взрыва Чернобыльской АЭС, членам их семей выплачиваются пенсии по потере кормильца, независимо от трудового стажа.

Пенсия, связанная с потерей кормильца

Как уже упоминалось выше, право на получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению в случае утраты кормильца имеют нетрудоспособные лица семей военнослужащих, граждан, пострадавших при ликвидации последствий радиационных катастроф, а также катастроф техногенного генеза, и граждан, относящихся к числу космонавтов.

К нетрудоспособным членам семьи в этом случае относятся:

  • Дети, сестры, братья, внуки, которым не исполнилось 18 лет, при условии что они проходят обучение в образовательных учреждениях, в том числе и иностранных, расположенных за пределами РФ, на очной форме, исключая учреждения, дающие дополнительное образование. Пенсия выплачивается до достижения ими 23 лет, при отсутствии у них трудоспособных родителей.
  • Супруг или один из родителей, брат, сестра, дедушка или бабушка, не имеющие работы, при условии, что он ухаживает за детьми погибшего, которым еще не исполнилось 14 лет.
  • Один из родителей или супруг погибшего пенсионного возраста или в том случае, если они находятся на инвалидности. Исключением являются родители военнослужащих, которые погибли во время прохождения службы или вследствие военной травмы.
  • Дедушка или бабушка погибшего, если их возраст составляет 60 или 55 лет, или они являются инвалидами, при условии что у них нет родственников, которые обязаны их содержать.
  • Родители военнослужащих, погибших во время прохождения службы, чей возраст достиг 55 и 60 для женщин и мужчин соответственно.

Государственное софинансирование

С 2008 года в России стартовала программа государственного софинансирования пенсий. Согласно ей, все подавшие заявление до окончания 2014 года и внесшие вклад от двух тысяч рублей (минимальный взнос) до 31.01.2015, удвоят сумму взноса. Максимальной суммой пополнения пенсионного счета является двенадцать тысяч рублей в год. Сделанные взносы будут удваиваться за счет государства в течение десяти лет. Также необходимо помнить, что на всю внесенную сумму государство предоставляет тринадцатипроцентный налоговый вычет.