ОЛЕСЯ ПЕРЕЛЫГИНА
Проект «Русская березка»
Актуальность :
Огромную роль в экологическом образовании детей играет исследовательская деятельность в природе. Дети, проживающие в городе редко общаются с природой, поэтому необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Знаменитые слова песни : «С чего начинается Родина?»
С речки, с песчаного берега , с неприметного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки , которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?
В народе называют березку - красавицей русских лесов . Береза – наиболее почитаемое и любимое дерево наших предков – прабабушек, прадедушек. Ее считали счастливым деревом, которое оберегает от зла , приносит мир. Здоровье и добро. Березку всегда сажали рядом с домом для благополучия всей семьи, для защиты от болезней, для красоты, для чистого воздуха, для того, чтобы птицы прилетали и пели свои прекрасные песни.
Поэтому в наше время, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимую красоту нашей природы.
Цель :
Приобщение детей к русской культуре , посредством экологического воспитания.
Задачи :
1. Расширять представления о самом почитаемом дереве в России - берёзе, о значении её в жизни человека.
2. Познакомить с рассказами, со стихами, песнями, загадками о берёзе;
3. Развивать познавательный интерес, творческое воображение, мышление. а.
4. Воспитывать любовь к русской природе , бережное отношение к ней .
Ожидаемый результат :
Сформированное представление у детей :
О берёзе, как о самом почитаемом дереве в России, о том в каких красках, образах, мелодиях воплощается берёза;
О взаимосвязях берёзы с живой и неживой природой;
О пользе берёзы, о бережном отношение к природе .
Участники : дети, воспитатели
Формы и методы работы : НОД, наблюдения, музыкальные досуги,
Предварительная работа : наблюдение в природе, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, заучивание стихов, беседы, дидактические, подвижные и пальчиковые игры, физкультминутки.
Подготовительный этап :
1. Изучение уровня знаний детей по теме и определение этих знаний.
2. Беседы, рассказы, индивидуальная работа с детьми, музыкально-ритмические занятия.
4. Подбор методической и художественной литературы.
Основной этап :
НОД : «Люблю березку рсскую » ;
Экскурсия к березке по экологической тропе;
Беседы о березе .
Рассматривание иллюстративного материала по теме.
тему : «Люблю березку – русскую » .
Заучивание стихотворений.
Чтение художественной литературы :
Подбор загадок, пословиц, поговорок, примет о березе .
Настольно – печатные игры; дидактические игры; подвижные игры.
Схема работы по проекту :
Игровая деятельность :
Настольно – печатные игры : «Лес» , «Что растет в лесу?» , «Четвертый лишний» .
Дидактические игры : «Подбери слово» (к слову березовый , «Какая береза ?» (подбор прилагательных, «Придумай однокоренные слова» , «Найди дерево по описанию» , «Из семени в дерево» , «Сравни» , «Угадай растение» , «Что лишнее?» , «Полезно – вредно» , «Скажи по – другому» и т. д.
Подвижные игры : «Найди такой же лист» , «Найди пару» , «Кто быстрее
Развитие речи :
Заучивание стихотворений :
С. Есенин «Белая береза » ,
Ф. Тютчев «Первый лист» ,
А. Прокофьев «Люблю березку русскую » .
Рассматривание картин;
Беседа : "Что я знаю о берёзе".
Разучивание пословиц, поговорок
Художественная литература :
Подбор и выставка художественной литературы о березе ;
П. Воронько "Береза " - чтение стихотворения;
С. Есенин "Белая береза " - заучивание стихотворения;
К. Паустовский "Подарок" - чтение книги.
Музыка :
"Песня о Родине" (сл. Е. Карасевой, муз. В. Елинек) ;
"Во поле береза стояла " - пение без сопровождения (рус. нар. мелодия) ;
"Ай да березка " - хоровод (муз. Т. Попатенко) .
Изобразительная деятельность :
Рисование с использованием нетрадиционной техники на тему : «Люблю березку – русскую » .
Заключительный :
1. Развлечение : «Люблю березку русскую » .
2. Конкурс «Читаем стихи о березке » .
Реализация проекта «Люблю березку – русскую » научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 57
Экологический проект
« Люблю березку русскую »
для детей подготовительной группы
Подготовила: Долгова Е.В.,
воспитатель
Новочеркасск
2016
Актуальность
Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Современные городские дети редко общаются с природой, поэтому экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. И этим объектом может быть - береза.
Белая березка – дерево России, символ красоты русской природы, символ России. С давних времен о ней слагали песни, водили вокруг нее хороводы, сочиняли пословицы, загадки, стихи и сказки. Многие художники изображали березку на своих полотнах, а композиторы посвятили березке свои лучшие песни.
Наблюдая за детьми , я обратила внимание на то, что они интересуются растительным миром, рассматривают книги о природе, о растениях, делятся впечатлениями, но имеют поверхностные знания о пользе деревьев, о взаимосвязях их с живой и неживой природой. Дети не знают, почему береза - самое почитаемое дерево в России, а самое главное им интересна эта тема и они хотят знать о березе больше.
Проблема :
Паспорт проекта
Цель: создание условий для формирования экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе.
Задачи:
Предмет исследования: береза
Тип проекта : познавательно-исследовательский
Вид проекта : творческий, познавательный, исследовательский
Продолжительность проектной деятельности : среднесрочный (18.04.16 – 17.06.16)
Возраст детей: старший дошкольный (5 - 7 лет)
По количеству участников : групповой
Образовательная область : познавательное развитие
Участники
:
дети, воспитатель, музыкальный руководитель, родители
Предполагаемые результаты
В результате реализации проекта дети расширят представления о природе, её значении в жизни человека. Сформируются такие нравственные понятия, как любовь к Родине, гордость за её природные богатства. У детей появится инициатива, сообразительность, потребность общаться с природой.
Реализация данного проекта научит дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы; разовьется творческое и интеллектуальное мышление, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения. Дети приобретут новый опыт поисково-исследовательской деятельности.
Благодаря проведенной работе, дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березе.
Формы работы:
Деятельность педагога:
Взаимодействие с родителями воспитанников:
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Первый этап подготовительный (18.04.16 – 25.04.16)
N п/п | Мероприятия | Ответственный |
Постановка цели и разработка содержания учебно-воспитательного процесса | Воспитатель |
|
Сбор, анализ и систематизация информации о внешнем виде березы (ее отличительных особенностях), значении ее в жизни людей нашей местности | Воспитатель |
|
Подбор литературы: загадки, стихотворения, пословицы, поговорки, приметы о березе | Воспитатель |
|
Подбор подвижных игр, дидактических игр | Воспитатель |
|
Подбор иллюстраций, картин | Воспитатель |
|
Разработка проблемных и учебных вопросов для детей | Воспитатель |
|
Подготовка материала для изобразительной, музыкальной деятельности детей. | Воспитатель Музыкальный работник |
|
Группировка материала, составление плана | Воспитатель |
Второй этап - основной (с 26.04.2016 по 08.06.2016)
N п/п | Мероприятия | Ответственный |
Знакомство детей с березой: целевая прогулка «Встреча с русской красавицей» | Воспитатель |
|
Составление описательных рассказов о березе | Воспитатель |
|
Знакомство с народными приметами о березе | Воспитатель |
|
Проведение познавательного занятия «Береза – русская краса» (систематизация информации о внешнем виде березы) | Воспитатель |
|
Рассматривание предметов, изготовленных из бересты. | Воспитатель |
|
Беседы:
"Почему березы белые?" "Без билета по белу свету" - (о разных способах распространения семян) «Береза – русская краса» (с истематизация информации о внешнем виде березы) «Интересные факты о березе | Воспитатель |
|
Знакомство с работами художников: И.И.Шишкина «Березовая роща», И.Левитана «Березовая роща», «Золотая осень» . | Воспитатель |
|
Пение
"Песня о Родине" (сл. Е.Карасевой, муз.В.Елинек) | Музыкальный руководитель |
|
Слушанье : Вивальди альбом “Времена года”, Е.Дрейзин старинный вальс “Березка” | Музыкальный руководитель |
|
Разучивание хороводов: "В золоте березонька" (сл. и муз.Г.Вихаревой); | Музыкальный руководитель |
|
Конкурс рисунков «Люблю березу белую» по стихотворению Всеволода Рождественского «Береза» | Воспитатель |
|
Чтение и разучивание стихотворений, разгадывание загадок о березе (Приложение) П. Воронько "Березка" - заучивание | Воспитатель |
|
Экспериментирование
| Воспитатель |
|
Игровая деятельность
"Найди листок, какой покажу" "Найди дерево по описанию" "Назови дерево по плодам и семенам" "Четвертый лишний" | Воспитатель |
|
Подвижные игры : «Беги к березе», «Кто больше соберет грибов подберезовиков», «Венок» (из березы), «Кто быстрее соберет березовые почки». | Воспитатель |
Взаимодействие с родителями:
-Подбор иллюстраций, открыток, фото, вырезок из газет и журналов, загадок, пословиц и поговорок о березе
- "Воскресный выходной в роще" - экскурсия семьи в березовую рощу
-"Как правильно изготовить скворечник" - подбор информации
-Рекомендации для родителей "Здоровье от березки" (буклет)
- "Береза в косметике и фармакологии" книжка-раскладушка
- Изготовление панно из березовых листьев родителей совместно с детьми
3 этап. Заключительный (07.06.2016-17.06.2016)
Выставка рисунков детей «Береза в разные времена года»;
Викторина «Что ты знаешь о березе?»;
Развлечение «Праздник русской березки» с использованием фольклора,
Фото-отчет родителей "Воскресный выходной в роще"
Выставка работ «П анно из березовых листьев» родителей совместно с детьми
Результаты проекта
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали рост почек, листьев, сережек, отметили ее роль как лекарственного сырья на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке.
Данный проект способствовал развитию творчесского и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.
Благодаря проведенной работе наши дети смогут осознанно ответить на вопросы, почему необходимо бережно относиться к березе.
Список литературы:
Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – Спб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2014. – 321 с.
Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей. Ребенок в детском саду. 2002. N 5.
Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Дневник занимательных экспериментов для детей 6-7 лет. Разработано в соответствии с ФГОС.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2005. (серия «Вместе с детьми).
Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Изд. дом «Карапуз», 2001
Приложение
СТИХИ
Береза
Всеволод Рождественский
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Береза зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Гроза ли над ней пронесется,
Прильнет ли болотная мгла,-
Дождинки стряхнув, улыбнется
Береза - и вновь весела.
Наряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И много задумчивых песен
Поется в народе о ней.
Он делит с ней радость и слезы,
И так ее дни хороши,
Что кажется - в шуме березы
Есть что-то от русской души.
«Берёзовая роща»
Герман Ходырев
Белее снега чистого
И месяца лучистого,
Как в белых платьях девицы,
Берёзы стали в круг.
Их ветви - руки тонкие,
Как будто струны звонкие.
Лишь ветер к ним притронется -
И всё поёт вокруг.
При ясном свете месяца
Вся роща точно светится.
И реже сумрак вечера,
Светлее ночи тень.
И лес могучий, кряжистый
Глядит на рощу радостно:
Всегда теперь с ним рядышком
Сияет светлый день.
***
«Берёзы»
Наджми Назар
…Порой белы, порой белёсы,
Над полем, шляхом иль рекой,
Великодушные берёзы,
Какой вы нации? Какой?
Да никакой.
Ведь вы – деревья.
И радовать должны сердца
Тем, что чужды высокомерья
И не ме
няете лица…
***
«Берёза»
С.Есенин
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
***
«Берёзка»
С.Щипачёв
Её к земле сгибает ливень,
Почти нагую, а она
Рванётся, глянет молчаливо –
И дождь уймётся у окна.
И в непроглядный зимний вечер,
В победу веря наперёд,
Её буран берёт за плечи,
За руки белые берёт.
Но, тонкую, её ломая,
Из силы выбьются…Она,
Видать, характером прямая,
Кому-то третьему верна.
***
«Берёзы»
Опять о них,
Кудрявых и белесых…
А что тут делать,
Если на Руси
У всех дорог встречаются березы,
Хоть день,
Хоть год,
Хоть вечность колеси.
Случалось всяко: и свои пилили,
И чужеземцы брали в топоры.
Лились в воронки соковые ливни,
И груды изувеченной коры…
Они стоят, дороги отороча,
И ткут, и ткут зеленый свой навес…
И Русь моя – березовая роща,
Которую не вырубить вовек!
***
«Печальная береза»
А. Фет
Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья виног
рада,
Ветвей концы висят, -
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей
***
«Берёза»
И. Токмакова
Если б дали березке расческу,
Изменила б березка причёску:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала бы кудрявые пряди,
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.
***
«Люблю берёзку русскую»
А.Прокофьев
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застёжками.
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками
Весною хороводится,
Целуется, как водится,
Идёт, где не горожено,
Поёт, где не положено,
Под ветром долу клонится
И гнётся, но не ломится!
Народные приметы о берёзе
Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.
Когда берёза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое, если ольха наперёд – мокрое.
Когда берёза станет распускаться, сей овёс.
Лопаются серёжки у берёзки – время сеять хлеб.
Соловей впервые начинает петь, когда сможет напиться росы с берёзового листа.
Если на березняке осенью много листа остаётся, то год будет тяжёлым.
Если листья берёзы осенью начнут желтеть с верхушки, то следующая весна будет ранняя, а если снизу – то поздняя.
Берёза, рядом с домом посаженная, зло отпугивает и от молнии оберегает.
Пословицы и поговорки о березе
Бела берёста – да дёготь чёрен.
Для врага и берёза – угроза.
Берёзовицы (берёзового сока) на грош, а лесу на рубль изведёшь.
Берёза ума даёт (о розгах).
Зелена, а не луг; бела, а не снег; кудрява, а не голова.
В белом сарафане
Стала на поляне.
К ней слетелись птицы,
Сели на косицы.
(Берёза)
Зелёна, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а без волос.
(Берёза)
Стройная красавица стоит на поляне,
В зелёной кофточке, в белом сарафане.
(Берёза)
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.
(Берёза)
Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой
Стоит под горой.
(Берёза)
Осенью листья, как слёзы,
На землю роняют...
(Берёзы)
Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
(Берёза)
Эта модница лесная
Часто свой наряд меняет:
В шубке белой зимой,
Вся в серёжках весной,
Сарафан зелёный летом,
В день осенний в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит.
(Берёза)
Стоят столбы белы,
На них шапки зелены.
(Берёза)
Актуальность: Известно из древних летописей, что во времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле. А поклонялись ей в образе священного белого дерева - березы. В древнем своде верований, обычаев, заговорных слов береза занимает особое место. В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому его встречали не елью, а березой. Березу называли "дерево четырех дел": "Первое дело - мир освещать, второе дело - крик утишать, третье дело - больных исцелять, четвертое дело - чистоту соблюдать". Ознакомление детей с традициями русского народа и их сохранение - дело величайшей важности. Известно из древних летописей, что во времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле. А поклонялись ей в образе священного белого дерева - березы. В древнем своде верований, обычаев, заговорных слов береза занимает особое место. В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому его встречали не елью, а березой. Березу называли "дерево четырех дел": "Первое дело - мир освещать, второе дело - крик утишать, третье дело - больных исцелять, четвертое дело - чистоту соблюдать". Ознакомление детей с традициями русского народа и их сохранение - дело величайшей важности.
Проблема: Несоблюдение правил экологически грамотного поведения, в том числе в семьях детей. Несоблюдение правил экологически грамотного поведения, в том числе в семьях детей. Недостаточные знания детей о березе, как символе России. Недостаточные знания детей о березе, как символе России. Непонимание значимости воспитания русской культуры у детей и сохранения древних исконно русских традиций. Непонимание значимости воспитания русской культуры у детей и сохранения древних исконно русских традиций.
Задачи: познакомить с березой, как символом страны, национальным деревом; познакомить с березой, как символом страны, национальным деревом; развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания; развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания; формировать представления о жизни растения, его развитии и связи с другими живыми организмами; формировать представления о жизни растения, его развитии и связи с другими живыми организмами; воспитывать экологически грамотное поведение, желание оберегать и заботиться о природе. воспитывать экологически грамотное поведение, желание оберегать и заботиться о природе.
МЕРОПРИЯТИЯ по образовательным областям. Познание. «Встреча с русской красавицей» - наблюдение на прогулке. «Почему березы белые?» – беседа. «Береза - символ России» – занятие. «Символика нашей России» - интегрированное занятие. «Русская душа березы» - легенды и мифы о березе. «Снятся ли березе сны» - наблюдение на прогулке. «Домашний доктор» - занятие о лекарственных свойствах березы. Познание. «Встреча с русской красавицей» - наблюдение на прогулке. «Почему березы белые?» – беседа. «Береза - символ России» – занятие. «Символика нашей России» - интегрированное занятие. «Русская душа березы» - легенды и мифы о березе. «Снятся ли березе сны» - наблюдение на прогулке. «Домашний доктор» - занятие о лекарственных свойствах березы. Художественно- продуктивная деятельность. Изготовление панно из березовых листьев. «Березовая рапсодия» - изготовление панно на срезе березы. «Люблю русскую красавицу», «Береза в народных легендах» - оформление альбомов. Художественно- продуктивная деятельность. Изготовление панно из березовых листьев. «Березовая рапсодия» - изготовление панно на срезе березы. «Люблю русскую красавицу», «Береза в народных легендах» - оформление альбомов.
Игровая деятельность. Игровая деятельность. Д/игра «Найди листок, какой покажу» Игра по модели строения березы. П/игра «Карлики – великаны» П/игра «Раз, два, три - к березе беги» Д/игра «Найди листок, какой покажу» Игра по модели строения березы. П/игра «Карлики – великаны» П/игра «Раз, два, три - к березе беги»
Чтение художественной литературы. Подбор художественной литературы о березе. Подбор художественной литературы о березе. П. Воронько «Береза»- чтение стихотворения. П. Воронько «Береза»- чтение стихотворения. С.Есенин «Белая береза» - заучивание стихотворения. С.Есенин «Белая береза» - заучивание стихотворения. К.Паустовский «Подарок» - чтение книги. К.Паустовский «Подарок» - чтение книги.
Музыка. «В золоте березонька» - хоровод (сл. и муз.г.Вихаревой). «В золоте березонька» - хоровод (сл. и муз.г.Вихаревой). «Песня о Родине» (сл. Е.Карасевой, муз.В.Елинек). «Песня о Родине» (сл. Е.Карасевой, муз.В.Елинек). «Во поле береза стояла» - пение без сопровождения (рус. нар. мелодия). «Во поле береза стояла» - пение без сопровождения (рус. нар. мелодия). «Ай да березка» - хоровод (муз. Т.Попатенко) «Ай да березка» - хоровод (муз. Т.Попатенко)
Взаимодействие с родителями. Взаимодействие с родителями. Подбор иллюстраций, загадок, пословиц и поговорок о березе. Подбор иллюстраций, загадок, пословиц и поговорок о березе. Заготовление березовых пеньков и спилов (использовать только погибшие деревья). Заготовление березовых пеньков и спилов (использовать только погибшие деревья). Бюллетень «Береги зеленого друга» Бюллетень «Береги зеленого друга» Рекомендации для родителей «Березкины слезки». Рекомендации для родителей «Березкины слезки». Организация в группе мини-музея «Береза-Берегиня». Организация в группе мини-музея «Береза-Берегиня».
Продукт проекта: мини-музей «Берёза-Берегиня» (созданный совместно с детьми и родителями): панно на срезе берёзы, альбомы «Люблю русскую красавицу», «Береза в народных легендах», изделия из бересты, литература о берёзе, картины; мини-музей «Берёза-Берегиня» (созданный совместно с детьми и родителями): панно на срезе берёзы, альбомы «Люблю русскую красавицу», «Береза в народных легендах», изделия из бересты, литература о берёзе, картины; вернисаж детских рисунков «Белая берёза». вернисаж детских рисунков «Белая берёза».
Экологический проект для дошкольников «Люблю березку русскую! »
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
"Центр развития ребёнка - детский сад №33 "Радуга"
города Губкина Белгородской области
Проект «Люблю березку русскую!»
(по повышению экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе. )
Информационная карта проекта
Вид проекта :
коллективный, творческий, долгосрочный (период 2015-2016учебный год)
Участники проекта:
Введение
Актуальность
Березка белая, березка чистая,
Всегда веселая, всегда лучистая.
К теплу и свету ветвями тянется,
Весне и лету все улыбается.
Станислав Брандис
Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Современные городские дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.
С чего начинается Родина? С речки, с песчаного берега, с неприметного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?
Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семьи. В старину березу называли «дерево четырех дел». Первое дело – мир освещать, второе – крик утешать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать.
Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет!
Поэтому в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.
Проблема:
1. Недостаточные знания о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.
2. Несоблюдение правил экологически грамотного поведения.
Цель проекта: содействие формированию экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе.
Задачи проекта:
Адресная группа:
Воспитанники подготовительной группы ДОУ
Формы реализации проекта:
Познавательно-игровая непосредственная образовательная деятельность;
Экскурсии;
Целевые прогулки;
Праздники;
Труд на участке ДОУ;
Изготовление поделок из природного материала;
Фиксация наблюдений (зарисовка, лепка, аппликация);
Изготовление плакатов;
Работа с родителями.
Индикаторы:
Развитие познавательного интереса, мышления, творческого воображения и коммуникативных навыков;
Активизация речи, словаря;
Развитие творческих способностей детей;
Активное привлечение родителей.
- познавательная информацию о березе, как о дереве(биологических особенности, разновидности, места произрастания, значение для человека)
Воспитание интереса к березе, как к символу России и бережное к ней отношение.
ИТОГ: В результате проведенной работы дошкольники понимают и осознают насколько ценно дерево береза и почему необходимо.
По итогам работы было отмечено:
1. Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.
2. Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к деревьям.
3. Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Люблю березку русскую».
4. Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Первый этап. Сбор банка данных.
1. Сформулированы проблемные вопросы совместно с детьми: «Березка живая или нет?», «Кто сажает растения в городе? Для чего?», «Как посадить березку на участке детского сада?», «Почему так много берез в России?».
2. Разработаны учебные вопросы для детей: «Какую роль играет береза в жизни человека?», «Как помочь березовой роще?», «Какие ассоциации вызывает слово береза?», «Почему береза называется березой?»
3. Подбор художественной литературы (сказки, стихи, загадки, считалки, пальчиковые игры, потешки), подвижных игр, игр - упражнений, дидактических игр, комплекса утренней гимнастики «Поход в березовую рощу».
Второй этап. Разработка проекта.
1.Определение конкретной темы проекта.
2.Обсуждение проблемы с группой специалистов и родителей.
3.Сбор информации, литературы, дополнительного материала по теме проекта.
4.Составление плана реализации проекта.
Третий этап. Работа над реализацией проекта.
1.Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников в соответствии с планом проекта.
2. Взаимодействие ДОУ с социумом: представителями культурно - досуговых организаций города..
Четвёртый этап. Подведение итогов реализации проекта.
1.Презентация проекта в рамках работы ГМО (секций).
2.Представление и размещение итогов реализации проекта на сайте детского сада.
Оценка успешности проекта
ПЛАН
работы по проекту «Люблю березку русскую! »
Кол-во | (мероприятия) | Сроки | Ответственные |
1. Наблюдение за осенними березками в сквере. Рассказ воспитателя о лечебных свойствах березы, знакомство с народными приметами, пословицами, поговорками. 2. Беседа о грибах (подберезовик, чага и другие), их использование. Лепка из соленого теста «Подберезовик». 3. Рисование акварелью «Золотая березка». 4. Сбор материала для мини-музея «Русская березка – символ России». Заполнение индивидуальных паспортов здоровья | сентябрь | члены рабочей группы воспитатель члены рабочей группы |
|
1. Чтение «Березовый лес» И.Бунин. 2. Беседа по картине «Березовая роща» А.И.Куинджи. 3.Уборка листьев на участке ДОУ. Сбор листьев для гербария. | октябрь | воспитатель, педагог-психолог, воспитатель |
9-12 | 1. Рассказ воспитателя «Целебное дерево береза» 2.Составление панно с различными узорами из листьев березы и природного материала.. 3.Оформление книжек-малышек «Моя березка» 4. Конкурс чтецов «Люблю березку русскую.» | ноябрь | Воспитатель Музыкальный руководитель Воспитатель Старший воспитатель |
13-16 | 1. Рисование по стихотворению «Белая береза» С. Есенина. 2. Заучивание наизусть стихотворения С.Есенина 3. Наблюдение за зимней березкой на аллее. 4.Сбор материала для мини-музея «Русская березка – символ России». | декабрь | члены рабочей группы |
17-19 | 1.Творческое рассказывание «Березка и ее друзья». 2.Вечер загадок о березе с использованием малых фольклорных форм, хороводов, подвижных игр. 3.Рисование плаката «Сохраним русскую березку». | январь | Старший воспитатель, Музыкальный руководитель члены рабочей группы |
20-23 | 1.Викторина «Русская березка» 2.Изготовление гербария. 3.Фиксация наблюдений за березкой: зарисовка зимних изменений в образе русской березки. 4.Познавательные игры. «Подбери слово», « Составь предложение». | Февраль | Старший воспитатель, члены рабочей группы |
24-27 | 1. Совместная деятельность воспитателя и детей по теме «Что я знаю о березе». 2.Подготовка праздника «Святая Троица». 3.Экскурсия в городской парк. 4. Развлечение «Во поле березка стояла». | Март | Члены рабочей группы Музыкальный руководитель Музыкальный руководитель |
28-31 |
| апрель | Члены рабочей группы Заведующий ДОУ, старший воспитатель, педагог-психолог |
32-35 |
| май | Заведующий ДОУ Старший воспитатель, Музыкальный руководитель, педагог-психолог, члены рабочей группы |
Заключение
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна.
Обработка материала по данной теме позволила создать «Паспорт дерева». Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.
Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке. Педагогический коллектив нашего учреждения и дальше будет проводить проекты экологической направленности.
Литература
1. Бесова М.А. Шутки, игры, песни соберут нас вместе.- Ярославль, 2000
2. Беспалов Ю.А. Зыкина – легенда века. М.: 2011
3. Брем А. Жизнь растений. Новейшая ботаническая энциклопедия. М.: Эксмо, 2005.
4. С.А.Веретенникова, А.А.Клыков «Четыре времени года».
5. Данилков Н. Дерево жизни. Все о целебных свойствах березы.
6. Данкова Р.А. Стихи русских поэтов. М.: Олма Медиа Групп, 2013.
7. Леокум А. Детская энциклопедия «Скажи мне почему?..»: авториз.пер. Я. и А. Огуреевых.-М.:Мол. гвардия, 1992
8. Мазин И.А. 500 загадок для детей.-М. развитию речи».2002
9. Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей: Чудо-всюду. Мир животных и растений.- Ярославль –Академия развития, 2001
10. Плешаков А.А. Зеленые страницы.М.: Просвещение, 1994
11. Плешаков А.А. Великан на поляне. М.: Просвещение, 2012
12. Плешаков А.А. От земли до неба. М.: Просвещение, 1998
13. Подрезова Т.И. «Материал к занятиям по развитию речи». М.: Педагогика пресс. 1993
14. Растения России: Школьный словарик / сост. Н.Ю. Васильева. М.:ВАКО 2011.
Тип проекта:
познавательно - исследовательский.
Продолжительность проекта:
долгосрочный
Предмет исследования:
береза.
Количество участников:
групповой (СРЕДНЯЯ).
Береза белая, ветвистая,
Всегда веселая, всегда лучистая,
К теплу и свету ветвями тянется,
Весне и лету все улыбается.
Станислав Брандис.
Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Современные городские дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.
С чего начинается Родина? С речки, с песчаного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?
Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семье. В старину березу называли «деревом четырех дел»: первое дело - мир освещать; второе - крик утешать; третье - больных исцелять; четвертое - чистоту соблюдать.
Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает у нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет!
Ни в одной стране нет столько берез, как у нас, поэтому деревом многих россиян является русская береза. Белоствольная, величавая, изящная она напоминает невесту. О ней со старины ведутся песни, сказки, стихи. Она является образом России. Со времен глухой старины вошла она в нашу жизнь. Мила она русскому человеку. Любит наш народ красавицу за ее пользу, которую она приносит народу.
Поэтому в настоящее время, когда ребенок очень мало общается с природой, а в свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.
Цель проекта:
Активизировать речь, обогатить словарь
Воспитать любовь к природе родного края, желание сохранять ее
Задачи.
1. Учить отражать знания и впечатление в художественной, продуктивной и игровой деятельности.
2.
Сформировать эстетическое отношение к русской березе через стихи, потешки, картины и т. д
Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.
3.
Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней.
4.
Расширять знания детей о березе, ее использование в хозяйственных целях, в медицине, в быту.
Формы реализации проекта
Ø Познавательно-игровая непосредственная образовательная деятельность
Ø Целевые прогулки
Ø Труд на участке
Ø Изготовление поделок из природного материала
Ø Фиксация наблюдений (зарисовка, лепка, аппликация)
Ø Организация мини-музея предметов из березы
Приемы реализации проекта
v Заучивание стихов, потешек, песен, хороводов, народных примет, загадок
v Рассматривание картин, иллюстраций
v Проведение дидактических игр
v Организация изобразительной деятельности
v Организация трудовой деятельности
v Сбор материала для создания мини-музея
v Организация экспериментальной деятельности
Этапы проекта
1 этап подготовительный
Цель: сформировать у детей представление о березе, как образе России.
Подбор детской художественной литературы для чтения, заучивание наизусть.
Подбор дидактических игр.
Подбор сюжетных картинок и иллюстраций.
Подбор материала в мини-музей « Березка русская моя»
2 этап- аналитический
Цель: помочь детям в сборе материалов о берёзе, её пользе.
§ Систематизация иллюстраций, репродукций картин.
§ Проведение беседы с родителями об оказании помощи детям: подготовить схему о строении берёзы, рассказ об интересных фактах, связанных с берёзой, подбор фотографий. Изготовление поделок, рисование, и т.д.
3 этап - практический
Цель: Развитие у детей умения передавать и излагать полученные знания (читать стихи, принимать участие в практической деятельности в виде разных занятий в саду)
Наблюдение на прогулке «Встреча с русской красавицей»
§ Беседа «Почему березы белые?»
§ Занятие «Береза - символ России»
§ Легенды и мифы о березе «Русская душа березы»
§ Занятие о лекарственных свойствах березы «Домашний доктор»
§ Занятие о взаимосвязи экологической системы «Кто дружит с березой?»
§ Занятие о разных способах распространения семян «Без билета по белу свету»
§ Заучивание стихотворений, пословиц о берёзе. Разучивание песни «Во поле берёза стояла».
§ Вернисаж детских рисунков «Весенняя березовая роща»
В результате проведенной работы дошкольники понимают и осознают насколько ценно дерево береза и почему необходимо.
По итогам работы было отмечено:
Повышение уровня экологической культуры у детей и родителей.
Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы
Ближайшего окружения, в частности, к деревьям.
Развитие исследовательской практической деятельности в ходе проведения проекта «Люблю березку русскую».
Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.
Заключение.
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково - исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучили чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна. Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения. Благодаря проделанной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке.